Найти в Дзене
РИА Воронеж

Почему в Воронеже и области растут цены на бензин

Оглавление

В странах Запада падение мировых цен на нефть привело к снижению стоимости бензина. Но в России цены только выросли. Почему автомобилистам приходится платить больше и какие меры необходимо принять, чтобы стабилизировать ситуацию – в нашем материале.

Что произошло

Цены на биржах ежедневно растут уже несколько месяцев. Вслед за оптом растет и розница. Как пояснил президент воронежской Ассоциации топливного рынка Алексей Трепалин, АЗС практически работают себе в убыток. На прошлой неделе АЗС «Газпром» уже отказались от продажи 95-го бензина, хотя в официальной группе в соцсети компания пояснила, что это временное явление.

– Компания, которая купила 95-й бензин на бирже 13 июля, отдала с хранением топлива на нефтебазе 59 тыс. 185 рублей за 1 тонну. Минимум 680 рублей стоит доставка тонны продукции. То есть компания забрала 95-й бензин где-то по 59 тыс. 865 рублей за тонну. С учетом плотности, это 43 рубля 70 копеек за 1 литр. Около 4 рублей за 1 литр составляют расходы АЗС: на свет, воду, налоги, зарплату. Получается, 1 литр 95-го должен стоить как минимум 48 руб. 70 копеек, чтобы компания продавала топливо с нулевой рентабельностью, – рассказал Алексей Трепалин.

На 13 июля большинство АЗС отпускали 95-й бензин в Воронеже за 47–48 рублей за литр (для сравнения, в середине января 95-й бензин стоил 46,55 рубля за литр).

Почему выросли цены

Причина I: Налоговая политика

В странах Запада – рыночные отношения, поэтому существует прямая зависимость между ценами на нефть и ценами на бензин. В России же ценовая политика регулируется государством. Делается это для того, чтобы при повышении мировых цен на энергоносители стоимость бензина у нас не была заоблачной.

Изначально нефтяным компаниям выгоднее продавать нефть за границу – налоги и зарплаты сотрудникам они платят в рублях, а получают доллары. Чтобы мотивировать нефтяников поставлять топливо на внутренний рынок, был изобретен так называемый демпфер – компании получали компенсации из бюджета, если экспортные цены были выше внутренних. То есть разницу оплачивало государство.

Сейчас же, когда мировые цены на нефть упали, компенсировать нечего, и теперь уже компании должны платить государству налоги за продажу топлива на внутреннем рынке. Продавать бензин в России стало невыгодно, и нефтяники ограничили предложение.

– Государство могло бы пересмотреть политику демпфера, но не стало этого делать, так как это означало бы потерю дополнительных поступлений в бюджет. Но при этом власти ввели запрет на импорт дешевых нефтепродуктов, которые составляют конкуренцию внутренним производителям. То есть были приняты альтернативные меры для того, чтобы поднять оптовые цены на топливо, что отразилось и на рознице, – пояснил президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

-2

Причина II: Дефицит топлива

Ограничительные меры из-за коронавируса привели к снижению спроса на бензин. На время карантина Минэнерго и ФАС приняли решение сократить поставки на внутренний рынок.

– По нормативу нефтяные компании могли поставлять 10% бензина и 9% дизеля на внутренний рынок. Но до конца июня лимит снизили до 5 и 3% соответственно. Ряд нефтеперерабатывающих заводов уменьшили производство, – пояснил Алексей Трепалин.

– Ставка была сделана на то, что после отмены ограничительных мер спрос будет расти постепенно. Однако после отмены ограничений он стал восстанавливаться быстрее, чем планировали. Плюсом оказался фактор сезонности – летом потребность в топливе выше. Это привело к кризису на рынке. Однако дефицит – это временное явление. Ситуация постепенно восстановится, – заявил Павел Баженов.

Другим фактором дефицита на внутреннем рынке стали ограничения по добыче нефти, принятые Россией по договору с ОПЕК+. Объем экспорта уменьшился, и, чтобы хоть как-то компенсировать убытки, компании стали продавать больше топлива за границу, в ущерб внутреннему рынку.

Пути решения

Минэнерго рекомендовало нефтяникам увеличить поставки на внутренний рынок – до 11% на бензин и до 7% на топливо. Однако, по словам Алексея Трепалина, эти меры недостаточны, чтобы нормализовать ситуацию.

– Обращение Минэнерго к нефтяникам носит рекомендательный характер и не содержит конкретных дат. Объемы должны быть практически равны тем, которые поставлялись на внутренний рынок в предыдущие годы. Но для нормального баланса спроса и предложения этого уже недостаточно. Чтобы поддержать баланс, компаниям нужно поставлять около 15% бензина и 10% дизтоплива. Такая пропорция позволит поддержать баланс, сформировать приемлемые розничные цены, – пояснил Алексей Трепалин.

Независимый топливный союз подготовил свои предложения по стабилизации ситуации. Письма направили премьер-министру Михаилу Мишустину, депутатам Госдумы, в Минэнерго. По словам Павла Баженова, необходимо полностью реформировать рынок.

– Рост цен на уровень инфляции происходит независимо от того, какая ситуация на рынке. Это желание правительства усидеть на двух стульях. С одной стороны, получить больше налогов, с другой, не нести ответственности в виде социального негатива за рост цен, – рассказал он. – Нужен пересмотр правил игры. Необходимо переходить к нормальному регулированию цен рыночными методами. В первую очередь следует корректировать налоговый режим. В таком случае бензин будет дешеветь вслед за нефтью. Наше предложение – приостановка демпфера, а также включение топлива в группу социально значимых товаров, на которые распространяется снижение НДС – до 10 %. Кроме того, следует насытить рынок, отменив запрет на импортное топливо.

-3

Чего ждать

Ждать нормализации ситуации в ближайшие месяцы, по словам Алексея Трепалина, не стоит. Регуляторы принимают решения недостаточно быстро.

– Не будет стабилизации и в сентябре, потому что начнется уборочная кампания, появится повышенный спрос. Изменений следует ждать ближе к концу года, – пояснил Трепалин. – Сейчас, скорее всего, будет временное повышение цен. Топливные компании не хотят работать в убыток. Либо же АЗС станут поступать как «Газпром» – уберут 95-й бензин из продажи.

По словам Павла Баженова, в лучшем случае действия регуляторов позволят не допустить дальнейшего роста цен.

– Сколько потребуется времени для того, чтобы навести порядок, сказать сложно. Есть надежда, что изменится внешний рынок. Тогда ситуация в России переломится сама собой, – отметил эксперт.

ОФИЦИАЛЬНО

Нарушений пока нет

Виталий Попов, заместитель руководителя Воронежского УФАС:

- Воронежское УФАС проводит мониторинг цен на бензин в регионе. Информация направляется в ФАС России раз в неделю или по запросу федерального ведомства. Если выявится факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны АЗС, то будет возбуждено производство по делу. Пока признаков нарушений, которые были бы достаточными для судебной перспективы, в регионе нет.

Подготовила Евгения ПОЛУХИНА // РИА «Воронеж» (фото)