Мнение Руководителя группы «Золото» ВГРЭ АК «АЛРОСА» (ПАО) Самсонова Н.Ю.
Вопрос, и закон, о старательской добыче золота в нашей стране, возможно, находится на финальном временном отрезке его обсуждения, формирования подходов, механизмов, правовых и организационных условий, учитывая, как продолжительность его обсуждения, так и изменившиеся социально-экономические отношения в обществе, развитие сибирских и дальневосточных регионов, создание работающих институтов управления недропользованием.
Завершающий этап обозначился осенью 2019 г., когда Президент РФ В.В. Путин дал Правительству РФ, в т.ч. Заместителю Председателя Правительства РФ-Полномочному представителю Президента РФ в ДВФО Ю.П. Трутневу, поручение о формировании понятных и справедливых законодательных основ для старательской добычи драгоценного металла (Поручение Президента Российской Федерации от 25 октября 2019 г. № Пр-2196, п.«е», р.2).
И вот, похоже, что дело сдвинулось с «мертвой точки».
31 марта 2020 г. на общественное обсуждение (федеральный портал проектов нормативных актов https://regulation.gov.ru/) направлен законопроект Минприроды РФ о внесении поправок в ФЗ «О недрах».
В свою очередь, 13 мая 2020 г. Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики подготовило свой законопроект «О старательской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и также предложило его для обсуждения.
Оба законопроекта, направленные на решение одной проблемы, на наш взгляд, зачастую по-разному регламентируют порядок и условия ведения индивидуальной добычи золота, старательской добычи. На некоторых пунктах двух таких разных документов хотелось бы остановиться отдельно, поскольку на вебинаре отмечалось, что законопроекты, к сожалению, имеют многочисленные неточности, просчеты.
Например, законопроектом Минвостокразвития, который предлагается принять вообще-то на федеральном уровне, в статье 3 автоматически отсекаются все регионы, кроме входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также кроме сухопутной части Арктической зоны, то есть от Мурманской области до Чукотки.
Посыл понятен — дать некие преференции регионам, прежде всего, Дальнего Востока. Но участки для старательской добычи золота могли бы быть выделены в пользование и в Красноярском крае (южная часть или территория в пределах Северо-Енисейского района), в Иркутской области, в Кемеровской или в Новосибирской области, в Забайкалье. То есть практически вся часть территорий сибирских регионов, за исключением самой северной части Красноярского края, на которых можно было законно организовать старательскую добычу, по тому же закону просто выпадает из правового поля.
В свою очередь, законопроект МПР также имеет явные пробелы, полностью не соответствующие характеру современной старательской деятельности. Например, фактически запрещается использовать любую механизацию, даже любое маломощное насосное оборудование; а также запрещается привлекать рабочую силу, что в общем-то является правовым нонсенсом. В этом случае старательская работа, если он будет организована «строго по закону», действительно превращается в аттракцион или в летний старательский туризм. Но такая ли задача была поставлена Президентом РФ Владимиром Путиным?
Стоит отметить, что законопроект Минвостокразвития выглядит как намного более детально проработанный документ, и даже скорее является Административным регламентом регулирования и ведения старательской добычи.
Какие впечатления остались от вебинара? – только самые положительные, за что и благодарим его организаторов, прежде всего Игоря Свинтицкого. Произошло столкновение мнений апологетов создания законодательной базы для старательской работы на золото, и явных ее оппонентов, хотя, как мне показалось, сторонников все же больше.