Найти тему
Андрей Сегеда

20 удивительных подвигов русского флота III

Атомный ледокол "Арктика" во льдах. Фото из открытых источников
Атомный ледокол "Арктика" во льдах. Фото из открытых источников

В преддверии Дня военно-морского флота России представлю вниманию читателей рассказ о двадцати удивительных подвигах русского флота (часть третья).

Русские моряки – это герои среди героев и то, что доводилось совершать им бывало еще более поразительным, чем подвиги русской армии.

О двадцати наиболее поразительных из них мы поговорим с вами сегодня. Я попытался подобрать для вас, дорогие читатели, не только чисто военные свершения, но и подвиги в области исследований и человеколюбия, чтобы как можно полнее раскрыть душу русского моряка, покрытую "морской душой" - тельняшкой.

Русский флот настолько славен, что многие не менее достойные деяния, чем представленные ниже, в не вошли данную подборку. Вы можете прочесть о них сами. Гордитесь своей Родиной! Любите своё Отечество!

Первая битва при Роченсальме (1789 год).

Состоялась в период Русско-Шведской войны 1788-1790 годов, в ходе которой Швеция, поддержанная субсидиями Ведикобритании, Голландии и Пруссии, напала на Россию, собираясь вновь лишить ее выхода к Балтийскому морю.

Сражение состоялось на рейде шведского военного порта Роченсальм в период, когда русские войска уже перехватили стратегическую инициативу.

Русские корабли имели численное превосходство – их было 86 против 49 шведских, но шведы были у себя дома и хорошо знали бухту, поддерживались артиллерией крепости, а также забаррикадировали пролив Роченсальм, затопив там три транспортных судна.

Русские корабли под предводительством вице-адмирала принца Нассау-Зигена разделились на два отряда. Южный связал шведские корабли артиллерийской дуэлью, в то время, как более крупный Северный устремился в пролив.

Специальные команды моряков на ходу и под огнем противника рубили затопленные шведские суда, чтобы наши корабли могли войти в гавань. В итоге, через пять часов им удалось обеспечить проход и наша эскадра ворвалась в бухту. В ходе ожесточенного сражения мы потеряли 2 корабля и уничтожили или взяли в плен 39 кораблей шведов.

Победа при Роченсальме стала одним из главных сражений этой войны и помогла принудить шведов к миру.

Битва при Калиакрии (1791 год).

В этом сражении непобедимый русский адмирал Федор Федорович Ушаков рассеял и уничтожил флот османов и принудил Турцию прекратить войну 1787—1791 годов.

Российский флот под командованием контр-адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова в составе 15 линейных кораблей, 2 фрегатов и 19 малых кораблей (990 пушек) атаковал соединенный турецко-алжирский флот (капудан-паша Хуссейн и алжирский паша Саид-Али) в составе 18 линейных кораблей, 17 фрегатов (1500—1600 пушек) и большого количества малых кораблей у мыса Калиакрия (север Болгарии).

Корабли Ушакова шли походным ордером в три колонны и так, в походном строю вступили в бой, вклинившись между стоящими на якоре турецкими судами и берегом, который охранялся несколькими береговыми батареями.

Многие турецкие корабли столкнулись, пытаясь сняться с якоря и выстроить линию и сразу же получили тяжелые повреждения. Русский флагман “Рождество Христово” приблизился к турецкому флагману Саид-Али и расстрелял его почти в упор, с дистанции в 70 метров, а затем ворвался в строй турецкого флота, уничтожая его с обоих бортов и из кормовых орудий.

Когда русский флагман догнали остальные наши корабли, бой превратился в избиение: турецкие корабли рассыпались во се стороны и уходили в море почти не отвечая на выстрелы русских орудий.

В итоге, до Стамбула добрались лишь несколько кораблей из алжирской эскадры, а флагман Саид-Али затонул прямо в Босфоре. Остальные корабли турок либо утонули, либо спрятались в бухтах турецкого побережья Черного моря. Русский флот не потерял ни одного корабля, только 17 человек убитыми и 28 ранеными.

Подвиг "Варяга" и "Корейца" (1904 год).

В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 г. японские миноносцы без объявления войны напали на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура – военно-морской базы, арендованной Россией у Китая, что явилось началом Русско-Японской войны.

В тот же день в нейтральном корейском порту Чемульпо японской эскадрой, состоящей из 1 броненсного крейсера, 5 легких крейсеров и 8 миноносцев, были блокированы крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».

Капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы «Варяг» вышел из порта и сдался, в противном случае японские корабли дадут бой прямо на рейде. «Варяг» и «Кореец» подготовились к бою, снялись с якорей и направились в море.

Бой был жестоким. Под сильнейшим огнем превосходящего противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. Руднев, раненный и контуженный, продолжал руководить боем. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, «Варяг» все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и «Кореец».

Огнем крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера. Потери экипажа  «Варяга» – 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, еще около 100 человек получили легкие ранения. На «Корейце» потерь не было.

Критические повреждения вынудили «Варяг» через час вновь вернуться на рейд бухты. После оценки серьезности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нем были уничтожены, а сам он был затоплен в бухте, чтобы не достался врагу. «Кореец» также был взорван экипажем.

Первая оборона Севастополя (1754-1755 годы).

Главная военно-морская база Черноморского флота подверглась осаде превосходящих сил противника в ходе Крымской войны. В этот раз Россию атаковали войска и объединенный флот Великобритании, Франции, Турции и Сардинии.

Обороной города руководили адмирал Павел Степанович Нахимов и гениальный инженер-подполковник Эдуард Иванович Тотлебен.

На входе в бухту были затоплены линкоры Черноморского флота, а команды кораблей и их орудия пошли в усиление сухопутной обороны Севастополя. Всего у города набралось около 48 500 защитников, которым удалось создать сильную систему оборонительных укреплений.

Атаки армии союзников (175 000 человек) привели к огромному числу жертв с обеих сторон, а линия укреплений так и не была прорвана. Началась долгая окопно-минная война с подкопами, взятием языков, ночными атаками и вылазками.

Севастополь держался, пока были еда и продовольствие, почти два года. За это время было истреблено более 100 000 захватчиков и, хотя город пал, русский дух принудил союзников искать мира.

В ходе обороны хирургом Пироговым было сделано множество открытий в области военной медицины, а страна получила тысячи новых героев.

Экспедиция Витуса Беринга (1733-1742 годы).

Вернувшись в Петербург в 1730 из Первой Камчатской экспедиции, дважды проехав через всю Сибирь, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Он был убеждён в том, что там можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб.

В 1733 году Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья, открывать и картографировать встретившиеся по пути земли.

В начале 1734 года Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где заготовил продовольствие и снаряжение для экспедиции.

Наконец, осенью 1740 года два пакетбота, «Святой Петр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь они перезимовали в бухте будущего Петропавловска-Камчатского.

В 1741 году «Св. Петр» под командованием В. Беринга и «Св. Павел» Чирикова вышли к северо-западным берегам Америки. «Святой Петр» под командованием В. Беринга пошел на восток и 16 июля 1741 года на широте 58°14′ достиг берега Северной Америки в районе горы Св. Ильи. Также было подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, ранее открытого экспедицией Дежнева и Попова.

После высадки на о. Каяк, пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды.

По пути были открыты остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Св. Иоанна (Атха), Св. Маркиана (Кыска) и Св. Стефана (Булдырь).

5 ноября пакетбот зашел для пополнения запасов воды на остров, впоследствии названный островом Беринга, где сильным ветром был выброшен на берег. В тяжелых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, включая и Беринга.

Весной 1742 года 46 оставшихся членов экипажа сумели построить из обломков пакетбота гукор (также названный «Св. Петром») и в августе 1742 года, преодолев 250 километровым, достигли Авачинской губы.

Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!

Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!