В преддверии Дня военно-морского флота России представлю вниманию читателей рассказ о двадцати удивительных подвигах русского флота (часть вторая).
Русские моряки – это герои среди героев и то, что доводилось совершать им бывало еще более поразительным, чем подвиги русской армии.
О двадцати наиболее поразительных из них мы поговорим с вами сегодня. Я попытался подобрать для вас, дорогие читатели, не только чисто военные свершения, но и подвиги в области исследований и человеколюбия, чтобы как можно полнее раскрыть душу русского моряка, покрытую "морской душой" - тельняшкой.
Русский флот настолько славен, что многие не менее достойные деяния, чем представленные ниже, в не вошли данную подборку. Вы можете прочесть о них сами. Гордитесь своей Родиной! Любите своё Отечество!
Взятие Царьграда флотом русского князя Олега Вещего (907 год).
Поход к Царьграду дружины князя Олега в виде ладейной рати из 2 000 кораблей и конного войска подробно описан в «Повести временных лет» и завершился подписанием мирного договора в 907 году.
В начале X века в Византии правил император Лев VI Философ, вступивший в конфликт с церковными иерархами из-за 4-го брака. На внутренние конфликты накладывались война с арабами, наступавшими из Малой Азии и болгарским царем Симеоном.
В 907 году из-за претеснений русских купцов в Византии, в поход на Константинополь выступил князь Олег, собравший огромное войско из всех подвластных ему племен и даже вятичей, тогда плативших дань хазарам. Численность экипажа ладьи в те времена равнялась приблизительно сорока воинам, но в поход вышла еще и конная дружина, поэтому всего собралось более 80 000 воинов.
Русская дружина даже не пыталась преодолеть гигантские стены города, а бухту Золотой Рог греки вовремя перекрыли знаменитой цепью.
Тогда Олег распорядился вытащить лодьи на берег, поставить их на колеса и, развернув паруса атаковать город с суши. Удачная атакамогла позволить русичам преодолеть передовые укрепления, а высота лодей -облегчить покорение стен.
Испуганные греки не дожидаясь атаки запросили мира и согласились на все условия Олега: заплатить по 12 гривен каждому воину, осуществить отдельные выплаты в пользу князей Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и других городов.
Помимо разовых выплат, на Византию была наложена постоянная дань и заключён договор 907 года, регулирующий пребывание и торговлю русских купцов в Византии. По нему, приходящие в город русские купцы фактически находились на содержании византийских властей и не платили никаких пошлин, а также могли мыться в банях (что было немалой честью, так как в этом отказывали всем негражданам Византии).
После взаимных клятв князь Олег в знак победы прибил свой щит на ворота Царьграда и приказал грекам сшить паруса из шелка и отправился домой.
"Потомству в пример" – подвиг брига Меркурий (1829 год).
Бриг «Меркурий» был построен на Севастопольской верфи в 1820 году под руководством известного впоследствии корабельного мастера Ивана Яковлевича Осминина и предназначался для несения дозорной службы и разведки. Он был вооружен 18-ю карронадами для ближнего боя и 2-мя трехфунтовыми орудиями, которые использовались либо в качестве погонных (в носу), либо в качестве ретирадных (в корме).
14 мая 1829 года во время войны с турками три русских военных корабля – фрегат «Штандарт» и бриги «Орфей» и «Меркурий» крейсировали на траверзе Пендераклии, когда увидели приближающуюся к ним на горизонте многочисленную турецкую эскадру. Поскольку необходимости принимать неравный бой не было, командир «Штандарта» капитан-лейтенант Павел Яковлевич Сахновский дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход».
Русские корабли повернули в сторону Севастополя. Однако в тот день ветер на море ослаб, и «Меркурию», обладавшему худшими ходовыми качествами, не удалось уйти от погони и он был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре – 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем».
На первом корабле находился капудан-паша (адмирал) турецкого флота, а другой шел под вымпелом контр-адмирала. При этом пушки турок не только были более дальнобойными, но и их ядра были в несколько раз тяжелее русских.
Командир «Меркурия», капитан-лейтенант Казарский собрал офицерский совет и все единодушно решили дать бой. Хотя соотношение сил было фантастически неравным – все равно, что бросаться на танк с кинжалом.
Было принято решение попытаться оторваться от противника, а в случае невозможности уйти взорвать все пороховые запасы «Меркурия», сцепившись с одним из неприятельских кораблей.
Для исполнения этого решения капитан брига Казарский положил заряженный пистолет на шпиль перед входом в пороховой склад, а кормовой флаг, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не спустился, прибили гвоздями к гафелю.
В половине третьего пополудни турки приблизились на расстояние выстрела, и их снаряды стали попадать в паруса и такелаж «Меркурия», а один попал в весла, которыми дополнительно был снабжен бриг, выбив гребцов с банок. Тогда капитан приказал открыть ретирадные порты и сам, вместе с другими офицерами, чтобы не убирать весла и не отвлекать матросов от работы, открыл огонь из ретирадного орудия.
Турецкий «Селимие» попытался зайти в корму брига, чтобы произвести продольный залп, но «Меркурий», уклонившись от первого залпа, сам дал полный залп правым бортом по противнику.
Через несколько минут к левому борту «Меркурия» подошел «Реал-бей», и русский бриг оказался зажатым между двумя вражескими кораблями. Тогда с «Селимие» закричали по-русски: «Сдавайся, убирай паруса!». В ответ на это на бриге закричали «ура» и открыли огонь из всех орудий, а также из ружей по приготовившемся к штурму абордажникам.
Корабли турок также стреляли по бригу, хотя и более редко, так как опасались начать попадать друг в друга. Из-за обстрела на бриге трижды возникали пожары, которые, однако, быстро ликвидировались матросами.
В начале шестого часа удачными выстрелами канонира Ивана Лисенко удалось очень сильно повредить оснастку на «Селимие», после чего корабль отстал, однако разрядил борт в сторону брига.
Около шести часов было нанесено серьезное повреждение и второму неприятельскому кораблю, «Реал-бею». Канониры «Меркурия» смогли перебить несколько его реев, в результате чего упали несколько парусов, закрыв порты носовых пушек и заставив корабль лечь в дрейф для ремонта.
«Меркурий», получивший очень серьёзные повреждения (22 пробоины в корпусе, 133 – в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 – в такелаже и разбиты все гребные суда) и потеряв 4 человека убитыми и 6 ранеными, около 17 часов следующего дня присоединился к флоту, вышедшему ему на встречу из Сизополя.
Победа маленького брига в бою с двумя большими кораблями казалась настолько фантастической, что некоторые специалисты в военно-морском деле отказывались в неё верить. За победу бриг «Меркурий» был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом.
Подвиг 35-й береговой батареи Севастополя (1942 год).
Севастопольскую военно-морскую базу Черноморского флота с моря прикрывали две 305-миллиметровые береговые батареи.
Каждая из них представляла из себя заглубленный в бетон комплекс защитных и сервисных сооружений с двумя установленными сверху башнями в каждой из которых находились два 305-миллиметровых орудия. Снаряды этих мощных башен били на расстояние в 40 километров снарядами весом в 470 килограммов.
Во время второй обороны Севастополя в ходе Великой Отечественной войны обе они сыграли важную роль в сражении за город, но 35-я батарея отличилась особенно, причем в борьбе не с кораблями, а с наземными войсками немцев.
Первые боевые выстрелы 35-я батарея осуществила 7 ноября 1941 года, в начале обороны Севастополя. Целью стала немецкая 132-я пехотная дивизия, осуществлявшая наступление в направлении хутора Мекензи.
Немцы до ужаса боялись ее огня, так как при прямом попадании один снаряд 35-й уничтожал взвод или даже роту противника. Можно было стрелять и по танкам – снаряд в такие малоразмерные цели обычно не попадал, но от мощного взрыва танки разбрасывало и переворачивало, корежа, ломая гусеницы, стволы пушек и пулеметов и все выступающие части.
За два месяца артиллеристы произвели более 300 выстрелов каждым орудием, что привело к полному износу орудийных стволов и вместе с приданными рабочими совершили их замену. Во время работ по замене в декабре 1941 года огонь вела только 2-я башня.
17 декабря 1941 года противник начал второй штурм города и 35-я вела интенсивный обстрел позиций вермахта. В ходе стрельбы 2-я башня взорвалась и была выведена из строя. Около 40 человек орудийной команды погибли.
2-я бронебашня была восстановлена в боевых условиях всего за 2,5 месяца. Восстановительные работы и замену стволов провели рабочие Севастопольского Морского завода им. С. Орджоникидзе.
В июне 1942 года 35-я береговая батарея вела массированный огонь по германским войскам.
После того, как оказалась в окружении и была взорвана 30-я береговая батарея, 35-я оставалась единственным резервом тяжелой артиллерии Севастопольского Оборонительного Района (СОР).
Противник пытался забросать ее авиабомбами, обстреливал сверпушкой “Дора” и сверхмортирой “Густав”, но так и не смог причинить ощутимого вреда.
Летом 42-го года защитники Севастополя были прижаты к морю на мысе Херсонес и сплотились вокруг 35-й батареи. Командиру батареи А. Я. Лещенко было приказано организовать прикрытие эвакуации и после израсходования боезапаса взорвать орудия и механизмы.
1 июля 2-я башня произвела обстрел практическими снарядами немецкой 72-й пехотной дивизии, атакующей в районе мыса Фиолент (боевые уже закончились). Последний раз батарея нанесла удар в упор шрапнелью по врагу в район Камышовой балки и, в ночь с 1 на 2 июля, обе башни и силовая станция были взорваны.
Потерны и большинство помещений орудийных блоков не были разрушены, и вплоть до 12 июля 1942 года продолжали служить укрытием для сопротивлявшихся последних защитников Севастополя. Немцы жгли их огнемётами, забрасывали гранатами и морили газом, пока не перебили всех. Но за время обороны Севастополя, да и самой батареи, захватчики понесли чудовищные потери.
Поход к Северному полюсу на ледоколе “Арктика” (1977 год).
Эта экспедиция была уникальна тем, что Северного полюса впервые в мире достигло надводное судно. То есть корабль был настолько мощным, что сумел проломить многометровый слой льда добираясь туда, а затем и обратно. Ранее полюса достигали только пешком или на собаках.
“Арктика” является одним из десяти атомных ледоколов в мире (все они были построены в России).
Решение о походе на полюс было принято 13 июля 1977 года. Подготовка проходила в Мурманском морском пароходстве. Разработка маршрута этого похода для исследователей полярных льдов была новой задачей. Экипаж судна (примерно 150 моряков) для экспедиции был усилен научными и техническими специалистами, в этом рейсе на борту судна было 207 человек.
Ледокол следовал через Карское море в море Лаптевых, пройдя проливом Вилькицкого. Достигнув 130 меридиана, экспедиция повернула на север и придерживалась этого направления вплоть до достижения Северного полюса. Фактически судно следовало по пологой дуге между 125 и 130 градусами восточной долготы.
Было важно выйти точно на точку полюса, что было непростой задачей для навигационных приборов того времени. 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса, где был поднят флаг СССР и оставлены несколько памятных артефактов.
«Арктика» провела на вершине мира 15 часов, за это время научные сотрудники экспедиции провели запланированные исследования и наблюдения. Стоянка позволила водолазам проверить состояние винтов ледокола, после положительного заключения ледокол был готов отправиться в обратный путь в Мурманск.
Так же, как и дорога к полюсу, путь от полюса был проложен по дуге в обход Земли Франца-Иосифа между 55 и 40 градусами восточной долготы.
В результате экспедиции была практически доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути и проведены несколько важных научных исследований.
Подвиг подводной лодки С-13 капитана Маринеско, разом утопившей экипажи для всех подлодок немецкого флота (1945 год).
В апреле 1943 года капитан III ранга Александра Маринеско. воевавший с 1941 года, был назначен командиром подводной лодки С-13, на которой прослужил до сентября 1945 года.
В нескольких боевых походах С-13 потопила несколько немецких кораблей. Самой громкой победой лодки было потопление немецкого парохода “Вильгельм Густлов”. Это случилось 30 января 1945 года.
Транспорт «Вильгельм Густлов» шел без конвоя (торпедолов вернулся в порт Готенхафен, получив повреждение корпуса при столкновении с камнем, в сопровождении второго судна из состава приданного эскорта). Из-за нехватки топлива лайнер шел прямым курсом, без выполнения противолодочного зигзага.
С-13 обнаружила лайнер в районе Штольпмюнде (возле Данцига) и атаковала “Вильгельм Густлов” несколькими торпедами. В результате – пароход быстро легна борт и затонул.
По разным данным, в ходе этой атаки погибло от 4 000 до 8 000 немецких подводников. По мнению капитана I ранга Александра Евстафьевича Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70-ти подводных лодок среднего тоннажа.
Таким образом, это стало самой громкой победой одиночного корабля во Второй Мировой войне. В этом же походе лодка Маринеско уничтожила транспорт "Генерал Штойбен", на котором уходили из Кенигсберга около 3 500 нацистов.
Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!
Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!