В статье представлены основные выводы исследования, проведенного в 2017 году. Перевод с английского.
Хотя не все факторы, влияющие на пищевое поведение, поддаются изменению, многие из них таковы: постоянно доказывается, что окружающая среда и связанные с едой переживания играют центральную роль в развитии пищевого поведения детей. Кроме того, предпочтения, сформированные в раннем возрасте, имеют тенденцию сохраняться и во взрослой жизни. Поскольку предпочтения являются главным предиктором потребления пищи детьми, понимание того, как эти предпочтения формируются через детский пищевой опыт, имеет центральное значение для понимания того, как родители, окружающая среда и более широкие структурные контексты могут влиять на текущее и долгосрочное пищевое поведение детей и формировать его.
Выделено 10 основных способов влияния на пищевое поведение детей (на самом деле в обзоре описаны 11 способов, но один мне пришлось убрать из-за не очень четкой формулировки):
1. Родительский контроль
2. Вознаграждение
3. Социальная поддержка
4. Кулинарные программы
5. Школьные сады
6. Сенсорное образование
7. Наличие и доступность
8. Брендинг и упаковка продуктов питания
9. Стиль приготовления и подачи
10. Предложение выбора
Ниже представлены основные выводы по каждому из этих способов.
1. Родительский контроль
Определение. Родители играют центральную роль в формировании образа питания детей в раннем возрасте. Они контролируют, какие продукты питания будут доступны в домашнем хозяйстве, и выступают в качестве образцов для подражания, формируя отношение и поведение в области продовольствия. Кроме того, родители обычно используют различные стратегии, чтобы влиять или контролировать потребление пищи детьми. В пищевой сфере ограничение включает ограничение доступа к определенным продуктам, включая любимые продукты, а также ограничение общего количества продуктов. Давление включает в себя давление на детей, чтобы они ели определенные продукты, и давление, чтобы они ели больше в целом
Выводы.
1. Давление на употребление целевой пищи впоследствии отрицательно влияет на предпочтительность пищи, в то время как ограничение может увеличить озабоченность, предпочтение и последующее потребление ограниченного набора продуктов питания.
2. Очевидно, что контролирующий подход к детскому питанию (то есть ограничение, принуждение к еде и использование вознаграждения) может оказывать негативное влияние на пищевое поведение в противоположном направлении, чем предполагалось.
3. Ряд авторов обнаружили, что использование матерью давления на питание в возрасте 1 года предсказывало более низкие уровни потребления фруктов в возрасте 2 лет, причем та же тенденция наблюдалась и для потребления овощей.
2. Вознаграждение (инструментальное питание)
Определение. Предоставление детям вкусной пищи или непищевых наград за съеденную полезную пищу.
Выводы.
1. Имеющиеся в настоящее время данные свидетельствуют о том, что пищевые вознаграждения не должны использоваться для того, чтобы заставить детей есть каждый день принятую пищу.
2. Инструментальное питание может негативно повлиять на внутреннюю мотивацию и ожидаемый эффект повторного воздействия.
3. Инструментальное питание, давление и ограничение могут также научить детей подавлять свои внутренние сигналы удовольствия, голода и сытости
3. Социальная поддержка
Определение. Влияние окружающей среды на пищевое поведение детей.
Выводы.
Родители и взрослые могут собственным примером оказывать более сильное влияние на маленьких детей, в то время как старшие дети могут быть более склонны подражать пищевому поведению своих сверстников.
4. Кулинарные программы
Определение. Обучение и совместное с детьми приготовление отдельных блюд.
Выводы.
1. Данные свидетельствуют о том, что кулинарные занятия могут положительно изменить потребление и предпочтение овощей и что этот эффект может быть опосредован дегустацией новых фруктов и овощей.
2. Положительная сторона кулинарных программ также состоит в том, что дети обучаются навыкам приготовления пищи.
5. Школьные сады
Определение. Выращивание овощей в школьном саду (на даче) и приготовление из выращенных овощей блюд с последующим их потреблением.
Выводы.
1. Имеющиеся данные подтверждают мнение о том, что школьные сады оказывают положительное влияние на предпочтения и потребление овощей (но не фруктов). Кроме того, программы садоводства кажутся более эффективными, чем обучение правильному питанию, когда речь заходит о позитивном изменении этих диетических результатов.
2. Активное вовлечение детей в выращивание, приготовление и выбор пищи, которую они едят, - это подход, который стоит использовать в будущем, в то время как влияние просвещения по вопросам питания было признано незначительным или несущественным.
6. Сенсорное образование
Определение. Первоначально это была французская образовательная программа "уроков вкуса" с намерением превратить детей в хорошо информированных потребителей.
Выводы.
Сенсорные уроки, по-видимому, не сильно влияют на пищевые предпочтения, но некоторые исследования обнаружили снижение неофобии, по крайней мере в краткосрочной перспективе.
7. Наличие и доступность
Определение. Наличие пищи означает, что данная пища присутствует в непосредственном окружении детей (например, фрукты и овощи, присутствующие в доме и доступные в школе). Доступность касается не только наличия, но и того, присутствуют ли данные продукты в таком месте и форме, которые облегчают их потребление (например, предварительно нарезанные фрукты и овощи, доступные в местах, легко доступных детям)
Выводы.
Обеспечение доступности фруктов и овощей для детей путем их бесплатного предоставления школьникам, по-видимому, является эффективной стратегией увеличения потребления фруктов и овощей. Повторное воздействие различных фруктов и овощей, по-видимому, эффективно увеличивает потребление детьми пищи даже после прекращения бесплатного питания, оказывая реальное и устойчивое воздействие на пищевое поведение детей.
8. Брендинг, пищевая упаковка и значки брендов
Определение. Пищевые компании используют брендинг для создания уникального названия и имиджа продукта, чтобы сделать его последовательным и узнаваемым для потребителя. Брендинг и использование значков брендов, либо специально созданных в качестве талисмана для продукта, либо лицензированных персонажей из популярных детских телешоу, могут повлиять не только на выбор конкретных продуктов, но и на гедонистический рейтинг продуктов.
Выводы.
Упаковка, очевидно, обладает способностью влиять на пищевые предпочтения детей, и эстетика может быть столь же важна, как и любой конкретный брендинг - по крайней мере, у детей младшего возраста.
9. Стиль приготовления и подачи
Определение. Мы утверждаем, что подготовка и стиль подачи связаны с доступностью. Хотя детям может быть доступен целый ряд продуктов, именно их приготовление и стиль подачи делают их доступными для употребления в пищу.
Выводы.
Способ приготовления, стиль подачи и порядок подачи явно оказывают влияние на потребление детьми овощей и их пристрастие к ним.
10. Предоставление выбора
Определение. Ребенку предлагается одновременно на выбор несколько блюд, из которых он сам делает самостоятельный выбор.
Выводы.
1. Предоставление выбора в области питания маленьким детям может привести к переживанию автономии и способствовать большему общему потреблению овощей.
2. Результаты показали, что выбор усиливает внутреннюю мотивацию и что влияние выбора на внутреннюю мотивацию у детей сильнее, чем у взрослых
Замечание
На сегодняшний день большинство исследований, включенных в этот обзор, использовали фрукты и/или овощи в качестве целевых продуктов питания. Тем не менее, дети нуждаются в различных других продуктах в своем рационе, чтобы оставаться здоровыми. Кроме того, потребление фруктов и овощей не может использоваться изолированно в качестве маркера здорового пищевого поведения. Поэтому, сочетание овощей со здоровыми жирами, белками и зерновыми продуктами может не только повысить вкусовые качества, но и бросить вызов представлению о том, что здоровая пища не является вкусной или удовлетворительной.
Общее заключение
В заключение следует отметить, что стратегии контроля за изменением пищевого поведения детей в представляются контрпродуктивными. Практические подходы, такие как садоводство и кулинарные программы, могут стимулировать большее потребление овощей и могут иметь больший эффект по сравнению с образованием в области питания. Экспериментально доказано, что обеспечение детей бесплатными, доступными фруктами и овощами положительно влияет на долгосрочное пищевое поведение.