Здравствуйте!
Сегодня, да, именно о теме в заголовке.
Как известно, перед началом дискуссии надо определить понятия, в нашем случае "(высоко)технологичные производства" и "(не)квалифицированный труд". С этого и начнём. Вот только не с Интернета и не с того, что под его влиянием многие подразумевают. Обратимся к тому, что под этими словами имелось в виду в прошлом. Для этого достаём из шкафа Малую Советскую Энциклопедию 1929-го года издания. Да, у меня такая есть, все десять томов. Итак...
КВАЛИФИКАЦИЯ - Степень пригодности человека для той или иной профессии или работы. К. определяется уровнем профессиональных знаний и профпригодностью... [ну и так далее]
ТЕХНОЛОГИЯ, совокупность наук, обнимающих вопросы обработки материалов. Если при обработке изменяются только форма, расположение и плотность и вообще физические свойства их, она относится к области механической Т., обработка же, связанная с изменением состава материалов, относится к области химической Т... [ну и так далее]
Информационных технологий в то время в современном понимании не было, но, думаю, это не столь важно. А вообще-то, следуя этому определению, информационные технологии появились в жизни человечества с момента изобретения библиотечного каталога уж точно. Не думали об этом? Ладно, это была так, мимоходная смешинка, вернёмся к теме.
Часть первая. Неквалифицированный труд.
В эту категорию обычно зачисляют всяких грузчиков, кассиров, водителей, дворников, кого ещё...? Мол, такая работа не требует образования, а стало быть, её и ценить не за что.
А если вдуматься?
Возвращаемся к приведённому определению: "Степень пригодности человека для той или иной профессии или работы ... определяется уровнем профессиональных знаний и профпригодностью". Где тут хоть слово об уровне образования?
Да, образование может (и должно) дать определённые профессиональные знания, но, положа руку на сердце, сколько из вам выданного действительно пригождалось на практике? Вряд ли очень много. Всё равно приходилось учиться на месте, что вполне естественно, т.к. заранее всего не пропишешь. Вообще о людях, размахивающих своим образованием, есть довольно злое высказывание:
Высшее образование само по себе ничего не значит. Рога - тоже высшее образование.
Ещё можно упомянуть вот о чём. В исходном оределении это не упомянуто, но по личному опыту я к знаниям добавил бы и навыки. Вот этому точно заранее не учат. В свое время приходилось работать с тяжестями, сначала сильно уставал. Ветеран, дядь Саша, как-то заметил: "ты просто много лишних движений делаешь. Ничего, научишься". И да, через месяц-другой стало чуть полегче, потом ещё полегче, потом... нет, потом так и осталось)) Я это к чему. Все согласны, что грузчики бывают квалифицированные, а бывают не очень? А какое должно быть для этого образование? Где этому учат?
Возвращаемся к "не таким как все, работающим в офисе". Если человек, допустим, путает фактуру и накладную и хорошо если не путает ксерокс и кофе-машину, а у техподдержки спрашивает "где у меня кнопка "any key"?" (баян, знаю), его труд можно считать квалифицированным?
Моё мнение: неквалифицированный труд - это когда можно взять на это место человека с улицы без ущерба для общего дела. И он (труд) не "вообще", а чей-то. Неквалифицированных профессий не бывает, бывают неквалифицированные работники. Так что никуда это явление не денется и будет сопровождать наше общество и дальше во всех сферах.
Осталась профпригодность. Тут, думаю, всё ясно: если через минуту общения с продавцом в этот магазин вообще заходить не хочется, то случай профессиональной непригодности налицо. И да, чистенькие менеджеры, вы тоже - продавцы. Как минимум - впечатления от своей фирмы.
Часть вторая. Высокие технологии.
На заводах будущего всё будут делать машины, а штат будет состоять из человека и собаки. Человек будет ухаживать за собакой, а собака - не подпускать человека к машинам.
Это анекдот. Но у вас словосочетание "высокотехнологичное производство" ассоциируется примерно с этим образом?
Вспоминаем определение, от которого отталкиваемся: "совокупность наук, обнимающих вопросы обработки материалов". Заметьте, ни слова о том, чем и как.
Вообще, если что-либо называть "высоким" или "низким", то надо уточнять, относительно чего и в каких единицах измеряется "выше/ниже". Вот что есть "высокие технологии" по этому критерию?
Давайте классику-баян: "быстро, качественно, недорого - выбирайте любые два пункта". А ведь, если вдуматься, технология, если её рассматривать, как "прислугу" Бизнеса, изначально мечется в этих трёх "соснах"-критериях, а потребитель выбирает "по Сеньке шапку".
Вот теперь скажите, какая технология есть "высокая"? И почему?
Если гвозди забивать микроскопом, то сколачивание ящиков станет высокотехнологичным производством?