Появившиеся сообщения об очередном шаге, который уже в сентябре предстоит сделать в рамках объединения областного центра с Курским районом, вызвал живое обсуждение среди жителей последнего. Речь идет о том, что «скорая помощь» из Курска будет теперь выезжать и на вызовы за пределами объездной. Появившиеся параллельно сообщения о возможном закрытии станции «скорой помощи» в селе Беседино люди восприняли, как личное предательство.
Напомним, приписанные к ЦРБ машины в скором времени будут отправляться на вызовы с Дубровинского и Льговского поворота. Также, при нехватке собственных ресурсов, район сможет рассчитывать на помощь из областного центра. При этом на выезды будут приезжать и специализированные бригады, в составе которых не фельдшер, а врач. Что касается двух автомобилей, которые базировались на станции в Беседино, то об их «упразднении» до сих пор речи не шло. Однако привычка чиновников не обсуждать грядущие изменения с населением, в очередной раз сыграла дурную шутку. Услышав новости о том, что с ними будут работать «скорые» Курска, люди быстро сделали выводы, что собственных бригад их попросту лишат. Понять население можно. После многочисленных «оптимизаций», ждать чего-то позитивного было бы по меньшей мере подозрительно. Но не менее странно, что понимания этого у чиновников нет, как нет и умения работать с репутационными рисками. Вместо разъяснений того, что и для чего делается, население получило очередную короткую новость в районке и все. Если бы речь шла не о столь важном социальном аспекте, может, известие и осталось бы незамеченным, но на проблемы с районным здравоохранением жители жаловались не раз. И естественно, новости, касающиеся изменений в этой сфере в селах и деревнях отслеживают.
Мы поинтересовались тем, как местные жители видят ситуацию. И вот какие небезынтересные комментарии получили...
- Я считаю, что это неправильно и нецелесообразно, потому что у нас много детей, много стариков, женщин, которые нуждаются в этой помощи и которым без нее не обойтись. Случись что, коснись тебя, их порой ждешь полчаса отсюда, с Беседино. Потому что машин нет. А если совсем закроют, тогда точно конец будет, потому что нигде ни фельдшерского пункта нет, ничего. Только одна надежда на бесединскую «скорую» была все это время. Поэтому я считаю, что это неправильно, такого не должно быть.
- Закрытие станции «скорой помощи» в селе Беседино... Что я могу сказать: у нас очень большой населенный пункт, начиная от Курска и до Демина. Если у нас «скорую помощь» закроют, это будет очень проблемно для населения. Во-первых, «скорая помощь» от Курска от Дубровинского будет ехать около часа, а до Демина и больше — примерно час двадцать. За это время какую экстренную помощь можно оказать населению? У нас здесь очень много школьников, детские сады у нас, пожилых людей много. Поэтому мы обращаемся, чтобы предприняли адекватные меры по тому, чтобы «скорая помощь» у нас функционировала, потому что нам она нужна, как воздух. Поэтому мы очень-очень будем возмущены и недовольны и будем обращаться в другие организации с тем, чтобы у нас станцию оставили, как прежде, в Беседино.
- Думаю, это неправильно, так как обслуживать из города наш район «скорая помощь» просто физически не сможет, не успеет доехать, если экстренный случай произойдет. Во-первых, детский сад у нас тут не один: и в Беседино, и в Полевой. Есть школы. Мало ли какой неординарный случай с детьми произойдет? Поэтому риск большой. И опять же, у нас немало пенсионеров, заболевание сейчас идет в связи с этим вирусом. Что-то с кем-то если случится... Как они успевать будут? Я считаю, это геноцид русского народа. Это мое мнение.
Понятно, что при неполной информированности населения ждать других ответов просто не приходится. Но чего же в нововведении все же больше пользы или вреда? Этот вопрос мы задали тому, кого губернатор называет главным защитником здравоохранения региона - Роману Алехину.
-Надо понимать, что в существующих сегодня условиях есть районы абсолютно безнадзорные, где главные врачи являются своеобразными князьками, которые живут по своим личным уставам. И случаи, когда такие руководители от медицины использует «скорую помощь», приписанную к ЦРБ, как служебную машину — далеко не редкость. Этот вопрос поднимался не раз, в том числе и активистами ОНФ, но злоупотреблять полномочиями меньше не стали. Сложившаяся система многим главврачам удобна, и это один из моментов, почему они могут сейчас через медиков и пациентов пытаться поднимать волну. Второй момент - многие администраторы в здравоохранении любят загрести побольше ресурсов, при этом не любят отвечать за них. Пока в Курской области на это закрывались глаза, хотя жалоб от сотрудников районных скорых поступало много. Поэтому всю информацию о закрытии подстанций «скорой помощи» и так далее я очень рекомендую просматривать и через эту призму. Кстати, ЦРБ ещё и теряет часть финансирования по ОМС.
Я давно выступаю за оптимизацию, но она должна быть грамотной, продуманной. Сегодня этот процесс воспринимают негативно, он реально стал ругательным словом. Но вся проблема оптимизации в том, что чиновники на местах ее путают с секвестированием - урезанием расходов, забывая о том, что изначально она планировалась как совсем иной процесс, связанный с настройкой оптимальной работы системы. Да, с учетом ограниченных ресурсов, я считаю, что «скорая помощь» должна быть централизованна. Это даст, во-первых, более стабильную и высокую заработную плату сотрудникам, во-вторых, лучшую комплектацию машин, в-третьих, повысит мобильность всей службы, в-четвертых, повысит ответственность самой службы, так как будет понятно кто конкретно виноват за время приезда и качество экстренной помощи.
В мой адрес поступает очень много обращений от «скоряков», но вот что удивительно — из районов области. Из Курска - ни одной. То, что рассказывают фельдшеры из районов иначе как беспределом не назовешь. Какую ЦРБ, практически, не возьми, везде одно и то же: не ведутся журналы, нет медикаментов и расходников, нет установленных надбавок медработникам, а из-за этого не хватает и персонала. Также и от пациентов чаще всего поступают жалобы именно на районные службы «скорой помощи». Начинаю проверять через городских — у них все в порядке. Всем довольны. «Приезжайте в любое время, смотрите, проверяйте - все укомплектовано».
Соответственно, с точки зрения «скорой помощи» и сотрудников, от такого объединения все выиграют.
В свое время я еще с Ольгой Новиковой обсуждал, что настало время переводить «скорую помощь» в единую службу. Что это значит? В первую очередь речь идет о создании грамотной единой диспетчерской службы, которая будет отвечать и за маршрутизацию пациентов. Это, в свою очередь, позволит сократить время доставки заболевшего или пострадавшего к нужному специалисту. Без создания ЕДС с полномочиями на принятие решений о маршрутизации мы так и будем то и дело сталкиваться с «эффектом сломанного телефона», когда пациента доставляют в ближайшую ЦРБ, а на месте выясняется, что там не оказывают помощь по нужному профилю, или нет специалиста и предстоит «на коленке» решать вопрос доставки в другую больницу. Если будет отработана нормальная маршрутизация, мы спасем больше жизней.
Улучшит ситуацию и единый «гараж». Не думаю, что открою для кого-то Америку, если скажу, что в ЦРБ и районах нет денег. Не будем каждую больницу сейчас рассматривать под увеличительным стеклом, чтобы понять, куда утекают средства и почему ощущается столь острая их нехватка. Речь о другом. Сегодня, если в ЦРБ ломается машина «скорой помощи», главврач: сперва пытается скрыть эту информацию, затем - найти денег, потом следуют жалобы от населения в область, что «скорая» едет на вызовы два-три часа, затем власти региона спешно ищут, как перекрыть нехватку машин, спешно пытаются найти деньги... А если предстоит серьезный ремонт? Это значит, что нужно не просто найти средства на него в бюджете, но и провести торги. Все это не только долго, но и дорого. При наличии единого гаража вопросы с тем же ремонтом было бы решать куда проще. Грубо говоря, сломалась машина в Золотухино, полетел двигатель, но ты знаешь, что в Тимском районе есть «скорая помощь», у которой как раз движок цел, но у которой вырван мост или безнадежно сгнил кузов. И есть возможность из двух неработающих стоящих на приколе автомобилей собрать один, который бы еще какое-то время успешно поработал на выездах. А на то время, что будет идти переоснащение, — сюда бы из того же областного центра прислали машину. Сейчас это сделать невозможно так как каждая ЦРБ - отдельное бюджетное юрлицо и просто так передать имущество одна другой не может. Нельзя из Курска в Щигры перекинуть автомобиль, даже если в одном городе их временный переизбыток, а в другом — острая нехватка. Если бы были единый гараж и единая диспетчерская служба — можно в один момент было бы не только исправить ситуацию, но и сделать это так, чтобы никто из пациентов при этом не пострадал.
Сегодня у нас как? Просит главврач пять машин — ему по возможности их дадут. И никого не интересует, что из этих пяти автомобилей одна «скорая» будет стоять в гараже «на всякий случай», на одной он будет ездить за хлебом и решать свои вопросы, а только три окажутся на линии. В случае «единой диспетчерской» будет прекрасно видно, что, допустим, в абстрактной Судже в месяц абстрактные 100 вызовов, и с ними вполне справятся две машины, работающие на линии. И они там будут находиться в любом случае. А где-то еще в день 500 вызовов и обслужить их можно только десятью автомобилями. Снизилась экстренность, количество среднесуточных вызовов в одном населенном пункте, но резко выросла в другом - надо перебросить машины — все делается очень легко.
Опять же возьмем такой пример: Курский район граничит с Октябрьским, Золотухинским, Фатежским, Щигровским, Медвенским. Почему бы, если сигнал приходит из дальней точки, вместо того, чтобы терять время на доезде к пациенту, не перекинуть вызов той бригаде из соседнего района, которая находится в данный момент ближе? Да, сейчас это сделать не получится, но в случае централизации — вполне. Да, изменится география обслуживания каждой конкретной машины и бригады. Всю карту обслуживания населения придется перекроить. Но это однозначно надо делать. Настала пора менять сетку, чтобы время доезда всегда было в рамках норматива или даже быстрее. Но, на мой взгляд, нельзя это делать выборочно, только по Курскому району. Это должен быть процесс, который бы одновременно затронул все районы области. Принципы бережливой медицины, применяемые в ней технологии, могут и должны быть использованы и в работе «скорой помощи». Вполне реально настроить сетку так, чтобы время прибытия бригады в любую точку области сократилось в разы по сравнению с тем, что мы видим сегодня. Тогда это будет не секвестирование расходов, а именно оптимизация. Посмотрим, что будет дальше. Пока могу сказать одно: идея агломерации «скорой помощи» Курска и Курского района сама по себе — неплохая, главное, чтобы в процессе реализации ее не испортили и не превратили в инструмент экономии на медиках и пациентах.