Решил поделиться своим опытом применения эндоскопа для диагностики автомотора.
В первую очередь большинство интересует как сильно мотор ИЗНОШЕН. В двигателях наиболее активно изнашиваются два вида деталей:
- Неправильно спроектированные или бракованные
- Те которые работают в условиях недостатка смазки (масла). Например гильза цилиндров, поршневые кольца
Сегодня опишу как можно оценить степень изношенности одного такого элемента:
Изношенность гильзы цилиндра
Слава богу и техническому прогрессу :-) на внутреннюю стенку цилиндра как правило на производстве наносится сеть небольших царапин (рисок, следов хонингования). Они на рисунке ниже
Царапины получаются в процессе хонингования. Глубина этих царапин более-менее исследована и в среднем составляет от 5 до 10 мкм (от 0,005 до 0,01 миллиметра). Детали можно погуглить по слову "Кривая Аббота". Это позволяет нам достаточно оценить степень изношенности зеркала цилиндра на большинстве участков . Например если на участке зеркала цилиндра хорошо просматривается плотный рисунок царапин то скорее всего его изношенность менее 4-5 мкм (0,005 мм), если царапины на участке гильзы цилиндра отсутствуют, то скорее изношенность составляет более 0,01 мм (или 0,02 мм на диаметр). Если рисунок царапин не плотный, на нем заметны пробелы, то возможны два варианта: или гильза изношена в диапазоне от 0,005 до 0,01 мм или вы купили плохие гильзы (производитель сэкономил на хонинговании). Если рисунок не имеет четко выраженной направленности, то гильзу сделали в гараже с помощью дрели.
Обратите внимание что наиболее активно изнашивается в верхней части в зонах в.м.т. (верхняя мертвая точка) поршневых колец. Причин несколько:
- наверху цилиндра самая высокая температура;
- наиболее плохие условия смазки, т.к. все масло внизу и наверх цилиндра проникает совсем немного масла;
- в в.м.т. кольца немного простаивают и масло успевает выдавиться из зазора между кольцом и зеркалом цилиндра.
Ниже несколько примеров:
Таким образом, по мере изнашивания зеркала цилиндра, зона на которой не видны царапины от хонингования, "растет" сверху вниз.
У современных дизельных двигателей процесс начального изнашивания - стачивания царапин хонингования до их потери - достаточно длительный. Например некоторые, исследованные автором двигатели седельных тягачей Scania на пробеге 1-1,2 млн.км. имели состояние гильз цилиндров как на рис.4 (Среднеизношенная гильза цилиндра)
Обычно царапины от хонингования (как углубления) выполняют роль "микроемкостей" в которых хранится масло для смазывания поршневых колец. Когда царапины "стачиваются", поршневые кольца как скребки удаляют все мало с зеркала цилиндра, в результате поршневые кольца оказываются в состоянии масляного голодания. Поэтому после истирания царапин хонингования, скорость изнашивания цилиндра резко увеличивается.
К сожалению автору не попадали исследования чтобы сказать точно, когда необходимо заменить гильзу цилиндра и сделать капитальный ремонт. В данном вопросе остается лишь полагаться на опыт и искусство эндоскописта. В любом случае вероятно не стоит ждать когда царапины от хонингования полностью пропадут на всей видимой поверхности зеркала цилиндра.
Кстати. Все вышесказанное верно для двигателей со стальными и чугунными гильзами цилиндров (или блоками с интегрированными цилиндрами). Существует класс "алюминиевых" моторов с покрытием Алюсил, Никасил и т.д., которые изготавливаются по другой технологии поэтому на них отсутствуют царапины от хонингования (см.ниже). Увидев такую картинку не надо пугать заказчика, что мотор скорее мертв чем жив.