Турбонаддув является самым эффективным способом увеличения мощности двигателя автомобиля. Установить турбину можно на любой двигатель. Даже на двигатели ВАЗ. Более, того Лада имеет чугунный блок цилиндров, который идеально подходит для турбирования в отличие от одноразовых алюминиевых двигателей большинства иномарок. В данной статье мы рассмотрим минимальный набор запчастей, который нужен для того что бы превратить стандартную Приору, Калину, Гранту в спорткар мощностью более 200 л.с.
1. Турбокомпрессор. Естественно это первое что следует приобрести перед тюнингом двигателя. Выбирать турбину следует исходя из желаемого характера двигателя. Если хочется уверенный подхват и ровную тягу, то для этого идеально подойдет турбина от субару TD04L. С ней мощность составит порядка 200 л.с. В случае, если хочет взрыва тяги на высоких оборотах, можно присмотреться к TD05 от Lancer Evolution. Эти два типа турбин чаще всего используются в постройке турбоТАЗов. Эти турбины доступны на любой разборке японских автомобилей.
2. Выпускной коллектор. Турбину раскручивает энергия выхлопных газов. Поэтому для ее установки нужен специальный коллектор. Важно помнить об одинаковой длине раннеров и не забыть сделать разгрузочный термошов на фланце. Ведь коллектор может разогреваться до температур свыше 700 градусов.
3. Интеркулер. Турбокомпрессор создает избыточное давление свыше 1 бар. При сжатии воздух нагревается, что способствует детонации и разрушению мотора. Поэтому воздух который нагнетает турбина необходимо охладить. Для этого устанавливается интеркулер. Выбор велик. От классического кулера от Evo до китайских тюнинговых.
4. Пайпинг. Для соединения выхода турбины с интеркулером и дросселем необходимы пайпы и хомуты. Пайпы - воздуховоды с круглым сечением, которые соединяются с помощью резиновых армированных уголков. При желании можно заменить стандартный впускной коллектор на тюнинговый для придания нужной скорости потоку топливо-воздушной смеси.
5. Форсунки и топливный насос. Форсированный двигатель потребляет гораздо больше топлива. Для его питания необходимы форсунки и бензонасос увеличенной производительности. Форсунки можно взять от Saab или любые аналогичной производительности. Бензонасос от Subaru или Masuma MPU-103 от Toyota Supra.
6. Электроника. Для настройки получившегося железа и упраления наддувом необходимо переделать проводку под работу с ДАД (датчик абсолютного давления) и ДТВ (датчик температуры воздуха). Блок управления двигателем необходимо заменить на Январь 5.1-41
7. Поршни с пониженной степенью сжатия. Для снижения склонности двигателя к детонации и получению правильного наполнения цидиндров при максимальном давлении наддува необходимо у двигателя понизить степень сжатия. Проще всего это сделать с заменив поршни. Для этих целей идеально подойдут поршни от Нивы. У них толстое дно, что позволит сделать "лужи" для получения степени сжатия 8,0-8,5.
8. Подача и слив масла с турбины. Для организации подачи масла для смазки турбины и слива масла существует много способов. Классика - банжо-болт + медная трубка под датчик давления масла. Организация слива - в картер с предварительно наваренной гайкой для штуцера.
9. Усиленное сцепление. Для передачи возросшей мощности на колеса необходимо заменить штатное сцепление на усиленное. Из ВАЗовского ассортимента есть сцепления ВИС или от 2106 (их придется доработать). Так же есть тюниовые варианты с керамическим фрикционом.
10. Подвеска, тормоза. Для адекватной эксплуатации мощного автомобиля тормоза и подвеска должны обеспечивать соответвующее поведение. В противном случае можно получить неуправляемый кукурузник с двигателем от реактивного истребителя.
Подведем итог. Сборка турбомотора достаточно сложный и трудоемкий процесс. Поэтому если у вас недостаточно опыта и желания разобраться с деталями, то лучше доверить эту работу профессионалам.