Фильм «Служебный роман» - гость телеэкранов 8 марта. Эта картина Рязанова единственная рождалась практически в «тепличных» условиях без особого вмешательства со стороны руководства Госкино и «Мосфильма».
Вся история создания фильма – это цепь интересных фактов, сложившихся по воле автора и благодаря счастливому случаю.
Пьеса «Сослуживцы»
Эльдар Рязанов в содружестве с Эмилем Брагинским еще в 1971 году написал пьесу «Сослуживцы». Результат оказался удачным. Ее взяли в репертуар многие театры, но, как водится, местные режиссеры стали добавлять «отсебятину» к авторскому варианту. Последней каплей стал телеспектакль, неудачный и отдававший пошлятиной. Рязанов в 1976 году решил снять свой, канонический вариант.
Актеров утверждали без проб
Редкий случай в советской практике, когда режиссеру разрешили самому набрать актерский состав. Рязанов уже знал способности практически всех, кто играл главные роли. Они либо снимались в его предыдущих картинах, либо пробовались на них, но не подошли по разным причинам.
Последний штрих в образе – очки
Костюмы не по размеру, скучных цветов, для образов мямли Новосельцева и мымры-начальницы специально искали в самых дальних углах «Мосфильма». «Вишенкой на торте» послужили мужские очки в толстой оправе. Мягкову нашли в реквизите, а Фрейндлих их преподнес главный оператор Владимир Нахабцев.
Роль переписали полностью под актрису
В пьесе образ секретарши Верочки был традиционным – высокая блондинка модельной внешности. После «Иронии судьбы» Рязанов не видел никого в этой роли, кроме Лии Ахеджаковой. Специалист в вопросах моды и искусстве соблазнения мужчин в ее образе смотрится более комично.
По сюжету у Верочки был муж, фанат мотоцикла. С ним она ссорилась на бытовые темы, он увозил ее на «любимом коне». Вторую половинку должен был играть Александр Фатюшин. Большая часть эпизодов была готова, когда актер получил в театре серьезную травму. Весь сюжет с ним пришлось ликвидировать. Осталась пара нейтральных эпизодов. Общение Верочки с супругом превратилось в телефонные разговоры. Мужа озвучивал Басилашвили.
Басилашвили – роль «не в своей тарелке»
Олег Басилашвили мечтал играть Новосельцева, а пришлось – проходимца Самохвалова. Планировалось, что по сюжету он сам поведет «Волгу». Оказалось, актер даже прав не имеет. Ему наняли инструктора по вождению, но учеба впрок не пошла: один раз он чуть не сбил оператора и «грохнул» камеру, другой раз въехал в газетный киоск. Штрафов не выписали. Рязанов уважал талант артиста, и все расходы компенсировал сам.
Расселение главных героев согласно их статусу
Главных героев Рязанов «прописал» соответственно занимаемой должности: руководство – Калугину и Самохвалова – в центре Москвы, Новосельцева – в районе метро Новослободская, Верочку – в Чертаново, Олю Рыжову – в пригороде (москвичи со стажем опознали ярославское направление).
Конь с крыльями
Скульптура-подарок, которую еле поднимал Мягков, была популярным реквизитом «Мосфильма». Кроме «Служебного романа» крылатого коня использовали в «Бриллиантовой руке», «17 мгновениях весны», «Бумбараше», «Ширли-Мырли», комедии «Старый Новый год».
Снег в солнечном сентябре
Снег в период бабьего лета в Москве – большая редкость. В 1976 году он выпал 20 сентября. Рязанов отменил плановые работы и поехал по улицам Москвы делать уникальные природные кадры. Стихи «У природы нет плохой погоды» для фоновой песни он написал сам, и как все начинающие авторы боялся быть отвергнутым. Композитору Андрею Петрову они были преподнесены, как творчество Уильяма Блейка. Только после успеха и фильма, и песни Рязанов обнародовал авторство.
Интересные факты короткой строкой
- История писем Оленьки Рыжовой Самохвалову взята из реальной жизни знакомых режиссера. Их имена хранятся в строгой тайне до сих пор.
- Сцены утренней поездки на работу Ольги Рыжовой снимались в настоящих электричке и автобусе без участия массовки.
- На столе у начальницы стоял первый в мире компьютер с цветным экраном венгерского производства. Стоил он как целый таксопарк.
- Лидия Иванова – наглая председатель месткома – занимала эту должность и в родном театре.
- Оранжерея рядом с кабинетом «мымры» снята на крыше старинного особняка Нирнзее в центре Москвы.
- Фильм получил такую популярность в Китае, что по нему сняли ремейк.