Фильм "Афоня" - ещё один представитель бессмертной классики советского кино. Именно ещё один, ибо в советские времена отечественная киноиндустрия произвела десятки, а точнее и сотни культовых фильмов на все времена и они, по сей день, не теряют актуальности.
Кстати, на канале предоставлена дюжина советских картин, которые напомнят о себе и отличном времяпрепровождении.
Фильм снят в далёкие семидесятые года и должен был кануть в прошлое, но идя в такт с развитием человечества и непосредственно с самим человеком, где здравствуют и живут вечные темы, такие как: алкоголизм, уход от реального мира в иллюзорность своих представлений, эгоизм и равнодушие, свои непонятные мнения и привычки, за которыми скрывается опустошающее одиночество.
Героем фильма "Афоня" является слесарь - сантехник Борщов Афанасий, который считает себя очень значимым для этого мира, постоянно что-то делает, внушая себе эту значимость. Сам себя считает именно Борщовым Афанасией Николаевичем, но коллеги зовут его просто Борщов, а окружающие называют Афоней - за его простоту и за его истинное раздолбайство.
На самом деле, он добродушный и неплохой человек, но очень равнодушный, и как следствие - это приводит к эгоистичности и циничности. Ему всё равно и пример тому, что триста человек в доме останутся без воды, так как рабочий день его закончился.
Его образ жизни сам по себе ничего не стоит, как и само окружение - ни телевизора - ни газет; кому-то должен рубль, а кому-то и два; жена ушла после очередного скандала; он одинок, но с ним стал проживать собутыльник друг Коля. Правда, есть два самых сильных увлечения в его жизни - это алкоголь и женщины. Но ни одна девушка с ним рядом надолго не задерживается. Тут правильно будет озвучить это такой фразой: "От него уходят все, как он уходит от всего". Самое главное - на всё это он старается закрывать глаза и жить не унывая.
Таким образом, главный герой фильма всю свою жизнь убегает от себя и причиняет боль окружающим ему людям.
Меня, как и любого зрителя, поражает это безразличие главного героя ко всему: к коллегам по работе, некоторые из которых искренне желают ему добра и протягивают руку помощи; к тёте, ставшая ему родной матерью и ждавшая его всю жизнь; к симпатичной и доброй девушке, которая буквально сразу влюбилась в него и начала терпеть его промахи. Он бежит от всего этого и, до поры до времени, даже не понимает тот факт, что на душе пустота и глобальное одиночество. Такие люди были, есть и всегда будут. Мир - слишком сложная штука и никогда ничего не бывает идеальным, слишком сложная структура существование человека и порождает всё время новые проблемы и независимо от характера - некоторые люди по-просту в них теряются.
С одной стороны, сама картина "Афоня" кажется вроде бы смешной, задорной. Но в какой-то момент, становится печальной и меланхоличной. Как говорят: "Это было бы смешно, если б не было так грустно". Грустно становится от того, что человек не видит реальность очевидных вещей и не борется со своим "эго" во благо себя же. Он знает, где выход и в чём причина, но ищет "притянутые за уши" домыслы и иные отговорки в своё оправдание. Он - как большой ребёнок, не повзрослевший и не свернувший в нужное направление от гиперопеки родной тётки, о которой так же забыл на долгое время и вспомнил о ней, когда стал запутываться в своём мире.
Казалось бы, главный герой уже теряет надежду, но появляется девушка Катя и в сердце появляется та надежда на благополучный исход событий - в который раз подтверждается истинность поговорки: "Любовь зла..." Она милая, добрая, искренняя и скромная. Она влюбляется в него, а точнее - его любит абсолютно бескорыстно, не требуя от него ничего взамен. Она иногда пытается убедить его, что он не такой уж плохой человек, как привыкли видеть его другие и только он сам в силах изменить к лучшему свою жизнь. Он начинает задумываться. Зрителю хорошо продемонстрировано осознание того, насколько жестоким и безразличным может быть человек в жизни.
Теперь о исполнителях. В кинокартине тонко и грамотно задействованы второстепенные лица - Борислав Брондуков, Владимир Брасов, Николай Парфёнов, Готлиб Ронинсон, Нина Русланова, Савелий Крамаров и многие другие, которые забавно отражают те социальные портреты людей в обществе. Вся суть сюжета держится на них.
Естественно, не было бы Афони без Леонида Куравлёва. Он мастерски отыграл жизнь своего персонажа, изображая настоящие пофигизм, эмоции и обаяние. Нет такого яркого отвращения к персонажу, как может показаться с первого просмотра. Временный с философскими мыслями сожитель Коля, которого бесподобно сыграл Евгений Леонов, тоже не без доли своего мастерства, обаяния и харизмы. Стоит отметить и искреннюю Евгению Симонову. Эту роль писали под её типаж. Она легко исполнила практически саму себя.
Прекрасных актеров дополняет и прекрасная лёгкая музыка. Что касаемо музыкального сопровождения на "дискотеке", то стоит отметить первое появление группы "Машины Времени". На тот момент она была мало известна и не имела хорошей репутации. Это был смелый и правильный шаг заявить о себе. Хотя в кадре состав группы не попал. Отыграла эпизод популярная тогда рок-группа "Аракс".
Подводя итоги, отмечу актуальность картины, позволяющая увидеть много граней человеческой безнравственности и в дальнейшем духовное перерождение самого человека, как личности; великолепно снято и продемонстрировано талантливыми людьми, начиная от сценариста Александра Бородянского, режиссёра Георгия Данелия и оператора Сергея Вронского.
Однозначно рекомендую фильм к просмотру и не один раз, ибо всегда будет человеку (!)! интересна и актуальна тема (без)нравственности.
#лирическая комедия #комедия ссср #фильм на вечер #фильм на выходные #обзор фильма #рецензия на фильм #лучший фильм #хорошие фильмы #советские комедии #советский кинематограф
"Афоня"
1975 год 92 минуты
Кинопоиск 8/10
Кино-театр.ру 9,5/10
ivi 8,4/10
IMDb 7,9/10
Фильм получил специальный приз на IX Всесоюзном кинофестивали в 1976 году.