Часть 1 .
У обывателя слова «русская икона» вызывают в душе определенный зрительный образ, причем зачастую не конкретный, отчего создается ошибочное впечатление, что старинные русские иконы очень похожи, одинаковы в стилистике и художественном воплощении. Но стоит более пристально взглянуть на необыкновенное явление, каким является русская дореволюционная икона, как становится очевидным, что иконы являются абсолютно разными. Причина кроется не только в авторстве, но и во временных, территориальных и других факторах, повлиявших на изобразительное начало.
Сегодня многие верующие люди желают купить для своего дома не просто иконы, а живописные образы, созданные в патриархальной имперской России, во времена, когда вся страна была охвачена благочестивым духовным порывом и искренне ощущала себя Третьим Римом, Домом Пресвятой Богородицы. Основным препятствием для приобретения становится достаточно высокая цена, но не стоит отчаиваться, необходимо просто разобраться. Оказывается, среди массы антикварных религиозных предметов можно выделить целые пласты, объединенные небольшой стоимостью и уверенным провенансом (историей происхождения из конкретного места, известного иконописного центра).
Таких направлений в иконописи достаточно много, но мы решили посвятить этот материал творчеству очень заметного в XIX столетии иконописного центра, располагавшегося в Курской губернии, в слободе Борисовке, которое оставило в наших сердцах заметный след. Икона Борисовки абсолютно не похожа на то, что принято называть «классической русской иконой». Эта самобытная и яркая живопись сразу западает в душу.
В рассказе мы будем опираться не только на собственные впечатления и выводы, но и на великолепный, и, по нашему мнению, самый фундаментальный труд по теме поздней русской иконы и конкретно по истории иконописного центра слободы Борисовки, созданный Игорем Александровичем Припачкиным — «Иконописание слободы Борисовки»*.
XIX век можно назвать золотым веком русской иконы. Именно в это столетие было изготовлено наибольшее количество живописных и печатных святых образов, причем, чем ближе был XX век, тем тиражи иконописных центров становились больше, но сами иконы упрощались и дешевели.
С одной стороны, рост тиражей был продиктован увеличивающимися потребностями и возможностями верующих — иконы дешевели, становились доступнее, их больше покупали; с другой — подстегивался безудержной конкуренцией, вызванной распространением дешевой и красочной печатной иконы. Иконописцам ничего не оставалось делать, как пересмотреть веками отработанный технологический процесс в сторону упрощения и удешевления.
Собственно, именно конкуренция с фабричной печатной иконой вынудила живописцев включиться в процесс модернизации, ставший трагически губительным для иконописцев, и отнюдь не революция 1917 года, как это принято считать, а именно конкуренция с печатными «копеечными» образами и своими собратьями-живописцами уничтожила все крупные иконописные конгломераты. Не минула эта трагедия и Борисовки…
В слободе Борисовка иконописный промысел, как и повсеместно в России, начал развиваться во второй половине XIX века и, по историческим данным, в середине восьмидесятых годов позапрошлого столетия ежегодно из иконописных мастерских Борисовки на рынок поступало до трехсот пятидесяти тысяч живописных икон!
Для изучения художественных особенностей Борисовского письма нам очень быстро удалось собрать достаточное количество восхитительных образцов Борисовского стиля, которые сегодня каждый желающий может увидеть и купить на сайтах антикварных салонов 1939.ru, kupistarinu.ru и ofena.ru.
Идентифицировать стиль Борисовской иконописи довольно просто: яркий, даже цветастый, сочный, он никогда не выглядит кричащим, не имеет диссонанса, характерного для бесталанной работы. Просто в какой-то момент мастера пришли к некой цветовой и художественной формуле, которой следовали вплоть до прекращения кустарного промысла в середине второго десятилетия XX века.
Есть и некоторые другие отличительные особенности Борисовской иконы: доска и декор. Двигаясь в русле растущей конкуренции, мастерам пришлось отказаться от традиционных качественных иконных досок, и для работы использовались обычные сосновые доски, которые сегодня строители именуют «горбыль». Обрабатывалась только лицевая часть доски. Боковые поверхности, торцы и оборот не строгались, отчего можно, взяв такую икону в руки, занозить палец (Фото 1). Такое небрежение объяснялось низкой стоимостью соснового «горбылька».
Но икону в таком виде никто не продавал, и покупателю было невдомек, что образ написан на грубой доске. После того, как изограф писал образ, икону прикрепляли гвоздями к заднику деревянного ящика-киота, изображение обрамляли ажурным окладом из тонкой фольги и наглухо закрывали крышкой со стеклом. Открыть такой киот без повреждения деревянных составляющих, фольгового оклада или стекла было невозможно.
Интересно, что средний размер Борисовской иконы совсем небольшой, но, помещенный в просторный и глубокий застекленный киот, образ имеет внушительный вид, что и подкупало тех, кто хотел приобрести для дома недорогую, но богато оформленную икону (Фото 2).
Любопытно и то, что в Борисовке существовало тотальное разделение труда, по сути иконный «конвейер», на котором каждому работнику отводилась определенная роль. Одни занимались изготовлением досок, другие их грунтовали. Расписывали иконы также на «конвейере»: ученики писали несложные детали — одежду, фон, а опытные мастера расписывали лики. Эта разница отлично видна практически в каждой иконе, с которой нам пришлось встретиться.
Киоты изготавливали отдельные мастера, а «иконообдельщики» занимались окончательным оформлением икон узорчатыми деталями из цветной фольги (Фото 3).
Конечной точкой упрощения иконописного промысла стала икона «подфолежница», то есть икона, у которой прописывались на доске только голова (лик) святого и руки, остальное же покрывал объемный фольговый оклад. Такие иконы называют сегодня еще «руколикими»: если убрать оклад, то точность этого эпитета будет ясна.
Существовали даже особые названия для мастеров. «Работавших» полностью прописанные иконы называли «красочниками», а тех, что писали руколикие «фольгушки-подокладницы», именовали личкунами.
На современном антикварном рынке иконы из Борисовки встречаются достаточно часто, они дешевы и поэтому представляют большой интерес для желающих купить старинную, дореволюционную, живописную и, главное, намоленную икону, икону с историей, с душой.
Особенно приятно, что эти иконы, хранясь в застекленных киотах, дошли до нашего времени практически в идеальном состоянии, чего зачастую нельзя сказать об их ровесницах без киотов. Правда, до нашего времени, как правило, доходят лишь сами иконы, но не фольговые оклады и киоты, пришедшие за столь долгий срок в негодность и утилизированные владельцами еще лет тридцать-сорок назад.
Еще совсем недавно Борисовские иконы большинство серьезных собирателей и обывателей, далеких от антиквариата, просто игнорировало. Первые недолюбливали их за «примитив» и «вычурность», вторые полагали, что под видом старины им предлагают современные подделки. Однако сегодня ситуация иная, есть истинные ценители и собиратели Борисовки, которые не просто прониклись, но и поняли всю прелесть момента: этих икон пока еще много, есть выбор, цена на них доступна, а значит, есть все предпосылки для создания уникальной коллекции. Ценители сообразили, что поток Борисовских икон не будет вечным, следовательно, ценность отдельных экземпляров и особенно грамотно сформированных тематических собраний через несколько лет возрастет многократно. Именно поэтому и мы хотим посоветовать: обратите внимание на слободские иконы, которые пока еще есть в продаже.
До того, как мы перейдем к рассмотрению конкретных живописных памятников, хочется уделить внимание одному чрезвычайно важному обстоятельству, которое, насколько нам известно, не освещалось в исследованиях, посвященных поздней массовой артельной иконе. Дело в том, что при всей своей массовости икона слободы Борисовки не может похвастаться богатым ассортиментом. Иконописцы истово эксплуатировали одну и ту же иконографию, не отходя от раз и навсегда заведенного ассортимента. Лишь небольшая часть Борисовских образов демонстрирует эксклюзивность тематики. Мы даже хотели бы ввести в оборот термин «ярмарочный тип», отражающий суть явления.
Большинство икон в Борисовке писалось на продажу, то есть расчет шел на среднестатистического покупателя, не отягощенного притязаниями. Среди нескончаемого ряда «Никол», «Спасов», «Казанских», «Тихвинских» и «Смоленских» Богородичных образов гораздо реже можно увидеть иконы Владимирской Богоматери, «Неопалимой Купины», «Покрова», «Успения». Еще более редки иконы с образом покровителей семьи Самона, Гурия и Авива, изображениями Георгия Победоносца и Архангела Михаила и иконы с образами Избранных святых, выполненные, скорее всего, по индивидуальным заказам.
Вполне возможно, что ассортимент диктовался мастерам офенями, которые напрямую контактировали с покупателем и знали его запросы. Нельзя исключить и того, что мастера упрощали себе жизнь, навязывая потребителю скудный перечень.
Отдельно хочется сказать и о загадочном «фетише» слободских мастеров — часто воспроизводимом образе Богородицы «Праворучица». Этот извод был популярен исключительно среди Борисовских изографов, в других иконописных центрах «Праворучицу» не писали. Причину феномена мы пока выяснить не смогли, хотя специально связывались для этой цели с Игорем Александровичем Припачкиным. Образ, конечно, зародился совсем не в Борисовке, это древняя иконография. Почему он получил столь устойчивое почитание в этой местности? Единственным разумным объяснением на этот счет может служить наше предположение, что существовала какая-то известная чудотворная местночтимая икона с этим изводом, которую любили местные прихожане и паломники, именно она и копировалась изографами Борисовки в угоду народному спросу. Иконы Борисовки можно было встретить по всей России, их продавали на ярмарках и торжках, развозили по городам и селам вездесущие торговцы-офени, и сегодня легкоузнаваемые образы можно найти за Уралом, на юге России, на территории Русского Севера и современной Украины. Конечно, еще много их и в Центральной России, хотя тут хватало местных производителей.
Начнем обзор старинных живописных памятников Борисовки с образа Богородицы «Праворучица», написанного, скорее всего, по индивидуальному заказу. Икона уникальна не только качественным, не поточным письмом, но и хорошо, по меркам Борисовки, изготовленной доской (Фото 4).
А вот Богородичный образ Праворучицы уже в поточном исполнении. Как видите, икона максимально упрощена, но при этом обладает своей доброй аурой (Фото 5).
Именно эти открытость, доверительность, изначальная доброта, буквально исходящие потоком от икон Борисовки на зрителя, и подкупают, волнуют, радуют. Мы и сами «заразились» Борисовкой, благодаря теплу, излучаемому работами старых мастеров. Да, иконы простые, порой и примитивные в художественном плане, но знали иконописцы того времени, как силой своего мастерства и Богом данного таланта задеть нужные струны человеческой души! С такими иконами сразу сродняешься, на них хочется молиться, их хочется просто всегда видеть рядом, созерцать, разговаривать с ними, как с людьми…
Как знать, может быть это «панибратство» в отношении икон из Борисовки и обеспечивало им устойчивый спрос, ведь святые на иконах не выглядят строгими и грозными, наоборот, они похожи на наших современников, при взгляде на них не возникает в душе барьера, нет ступеньки, где внизу стоим мы — грешные ныне живущие люди, и где в неприступной выси — святые, Небожители.
Мы специально создали и несколько тематических подборок, выстроив иконы с одинаковым изводом в ряд, чтобы и вы смогли почувствовать этот ритм, почерк слободских мастеров. Только надо обязательно помнить, что все иконы написаны разными людьми, но в целом сохраняют единожды заведенный изобразительный стилистический порядок (Фото 6, 7).
Яркость цвета, контрастность и «радикальная» красочная гамма в Борисовских письмах отнюдь не выглядят кричаще. При всей своей мажорности изографы находят общий гармоничный тон звучания, который не позволяет отнести эти иконы к китчу: это, скорее, иконописный авангард, абсолютно новое прочтение тысячелетней истории русской иконописи, вобравшее в себя очень многое, но трансформировавшее опыт в нечто новое, свежее, очень простое и понятное (Фото 8).
Обратите внимание, как по-разному изографы воспроизводят святые образы. Где-то письмо мягкое, сглаженное, полупрозрачное, а где-то жесткое и контрастное, дополнительно усиленное темным контуром. При этом цвет и стилистика в целом повторяются из иконы в икону (Фото 9).
Глаза «с искоркой», несколько утрированное, до мультипликационности, живоподобие, наивная детскость в рисунке — мимо такой яркой и привлекательной эстетически и духовно иконы невозможно пройти, не испытав добрых эмоций. Этот фактор и играл во многом роль решающего в XIX веке, когда на торжке или шумной ярмарке сельский покупатель выбирал себе икону в дом.
Продолжение следует
*Иконописание слободы Борисовки: монография/И. А. Припачкин. — Курск, 2000 — 232 с. — с илл.
Максим Бурмистров, Алексей Смирнов
(ведущие эксперты сети антикварных салонов 1939.ru, kupistarinu.ru, ofena.ru)