Второй фильм Андрея Ермаша (первый - "Лунная радуга") стал и последней его киноработой и причина этому на поверхности. Снят он был в 1986 году или немного ранее, а уже в конце того года его отец, председатель Госкино СССР Филипп Ермаш в возрасте 63 лет ушёл на пенсию (по своей ли воле, не знаю), успев обеспечить претенциозный проект сына техбазой и такими ведущими киноактёрами, как Георгий Жжёнов и Сергей Юрский. И саундтрек сочинять договорился с Эдуардом Артемьевым, тоже в представлении не нуждающимся. И даже настоящего афронегра на бессловесную роль телохранителя отрядил.
Если бы молодой кинорежиссёр имел склонность к коммерческому кинематографу в виде приключенческих боевиков и комедий, возможно его кинокарьера продолжалась бы и дальше, шатко-валко преодолев 90-е годы, но увы: экранизации научной фантастики с явным уклоном в авторское кино требовали и требуют полного государственного обеспечения, а с переходом на хозрасчет и самоокупаемость в позднеперестроечный период об этом никто уже не помышлял. А о каких преференциях могла идти речь для сынка бывшего главного киноначальника? Мне кажется, для Андрея Ермаша позакрывались и те ведомственные двери, которые он прежде открывал, если не пинком (мне кажется, что человеком он все-таки был интеллигентным), то почти не стучась. Этим и объясняется, что о нём с конца 1980-х ни слуху, ни духу. А жаль.
Всё-таки кинофантастика у Ермаша получалась достойная. Пусть под очевидным влиянием Тарковского, но без фестивального гиперзаумья и "божественных" длиннот. Хотя под раздачу от "тарконутых" кинокритиков можно попасть и за отсутствие схожей манеры, и за наличие - по принципу "что позволено Юпитеру".
За экранизацию "Лунной радуги" этому режиссёру пинков от зрителей и критиков доставалось несравнимо больше - ведь и книга Сергея Павлова по-настоящему культовая, и кинофантастика про космос более востребована, да и некоторые профессиональные огрехи дебютанта налицо. Впрочем, этот фильм в сообществе kin0guru уже было обсуждался, поэтому отсылаю к соответствующей статье.
Литературный оригинал "Конца Вечности"- одноименный роман Айзека Азимова - известен гораздо меньше, чем его хрестоматийный "Я - робот" с формулированными тремя законами робототехники. Я у этого автора кроме последнего, а также публицистической книги "В начале", ничего больше не читал, поэтому придирок в плане точности экранизации от меня ждать не приходится. Пишут, что фильм не является подстрочником, но для меня это только плюс. И концовка без прямого хэппи-энда никогда для меня не было большим минусом.
Что сподвигло режиссёра перенести на киноэкран именно это произведение, можно лишь догадываться - интервью с Андреем Ермашом по этому поводу мне не встречались (или я их не помню). Скорее всего любил он этот роман, что показывает на сколько своеобразен его литературный вкус в научной фантастике и насколько далёк этот мальчик-мажор был от развлекательной масскультуры. Совершенно не стремился он угодить среднестатическому зрителю, тем более детско-подросткового возраста, которых из-за пары постельных сцен (снятых вполне эстетично) в год премьеры в кинотеатры на этот фильм и не пустили были. Расчёт был только на зрителя с 16 лет и около того, при том с определёнными жанровыми предпочтениями. В то время советские ценители кинофантастики не были еще избалованы и шли на всё подряд, но в данном случае предполагать полные залы было очень самонадеянно и вряд ли многие досидели до конца Вечности двухсерийного сеанса.
Не знаю, как бы я сам воспринял фильм в ту пору. Это сейчас, набравшись опыта и терпения в длительных кинопросмотрах, я научился получать удовольствие и в "колбасных обрезках", многое для себя переоценив (вспомнить, как я ещё лет в 15 плевался от "Новых приключений янки при дворе короля Артура" Виктора Греся!!). Мне лично этот недюжинный труд понравился, а вот за остальных участников сообщества ручаться не стану...
Роман Ужасов:
Остальные участники, это, по-видимому, я? Ну, я, в отличие от Магнуса, человек простой: ром, свиная грудинка и яичница, вот всё, что мне нужно. Посмотрим, как с этим обстоит дело в Вечности. Начнем, пожалуй, с яичницы. То бишь – сюжет, фабула, шутки, диалоги. Но, поскольку у нас тут НФ, для неё важна внутренняя логика и некая иномирность – собственно, сам элемент фантастического, иначе, зачем огород городить! Книгу я тоже не читал, поэтому с головой погрузился в интригу. Или, вернее будет сказать – увяз.
Итак, некая супер-пуперсверхкорпорация «Вечность», которой подвластно само Время занимается тем, что докучливо контролирует каждый чих Человечества на предмет, как бы чего не вышло. Для этого имеется штат сотрудников: наблюдателей, социологов, техников и вычислителей. Точней: Наблюдателей, Социологов, Техников и Вычислителей, ибо это ступени иерархии, как в любом уважающем себя транскорпе. Все непрерывно что-то там вычисляют и строчат доносы отчёты. Вот на этом фоне реализуется Очень Хитрый План. Техника Эндрю Харлана воспитанного Вечностью, соблазняют царицей, дабы эту самую Вечность уничтожить.
Честно признаюсь, я в Очень Хитром Плане не понял вообще нифига. Зачем Вычислитель Фиджи взял в себе в помощницы эту самую Нойс? Что бы испытать Харлана? Ну, испытали. Испытание тот провалил. Какого беса руководство продолжало тупить? Почему не отобрали табельное оружие и удостоверение? Даже от пользования служебной Машиной Времени не отстранили! Как собственно говоря Нойс вообще про эту самую Вечность узнала? Если это такая сильномогучая и секретная организация, то откуда любая баба знает, что если переспать с её сотрудником, станешь бессмертной?
Понятно, что там ещё встречная интрига, только вопросов от этого меньше не становится. Впрочем, вон к Штирлицу с его отпечатками на чемодане тоже была куча вопросов, но любят старое кино не за это. Поэтому перейдем к «мясу», к грудинке – то бишь визуализации фантастического мира в картине.
С этим тоже не всё гладко. "Электрические стулья", на которых сидят члены Совета Вечности, напоминают о школьных дискотеках 80ых, с самодельными цветомузыкальными установками. Пространство, в котором происходит действие – неудобные, некрасивые и нефункциональные закутки. Ощущение создаётся, что вся эта Вечность таится на задворках какого-то заброшенного завода по производству Тоски Зеленой. Служба безопасности представлена группой пижонов-дармоедов, с немецкой овчаркой, которым надо предъявлять аусвайс. Вот уж где раздолье для любителей поисков глубинного смысла. Более всего Вечность в интерпретации Ермаша смахивает на приближающиеся 90-ые. Ну что ж, если так, то «предчувствия его не обманули». Хотя подглядывающие и покрикивающие маленькие бюстики начальства, отсылают явно ещё к текущим, советским реалиям.
A.M.: В начале у меня сложилось впечатление, что это очередная антиутопия вроде "1984", про тоталитарное общество, где даже личная жизнь строжайшим образом регламентируется, а Вечность - это модель технократического будущего с новым летоисчислением. Потом уже дошло, что речь о некой сверхкорпорации, переросшей пределы кавычек в собственном названии. Для Айзека Азимова в современном ему капиталистическом обществе сатира на корпорации и на сложившуюся в ней этику были в порядке вещей, в то время как для нас, как советского народа, всё это в 1980-е годы было страшно далеко, и от Андрея Ермаша в том числе. Поэтому не обошлось без более понятных параллелей с собственным позднесоветской действительностью.
Вечность уже не та, начала подгнивать: от былого всеобщего контроля мало что осталось, коррупция, инстинкты берут верх, в верхушке сплошь геронтократия. Опять-таки подковерные интриги с борьбой за власть. Поэтому такая неразбериха с планами и их воплощением в жизнь. Всяк хочет использовать Харлана в своих целях, в том числе и внешние силы, внешней же привлекательностью которой он и очаровывается. Проторённая дорожка в 45-ый век с его вычурной причудливостью (показанной в форме контемп-балета) разлагающе действует на неизбалованный ум. Всесильная корпорация далеко уже не так сильна и противостоит ей теперь не тщедушное прошлое с ближним прицелом в придачу, а неподвластное будущее.
В конце фильма Харлан, переместившись в ХХ век, заочно полюбившийся ему благодаря пристальному изучению, наблюдает сливаемые в реку неочищенные промвыбросы, а следом узнаёт про предательство первой и единственной возлюбленной. А вдобавок еще понимает, что его собственное начальство, не смотря на устроенный разгром и попытку к бегству, осталось вечным и прекрасно устроилось в веке нынешнем.
Всё это вполне понятным для меня киноязыком было донесено и актёрами, и режиссёром, и музыкой, и визуальным рядом, включая художество по костюмам. От меня "5".
Р.У.: Вот тут мы, пожалуй, переходим к третьей составляющей - к "рому", т.е. к слабо обоснуемой в принципе материи. К удовольствию от просмотра картины. Увы, оно у меня просто не состоялось. Ром оказался выдохшимся и совершенно не пьянил. Не оказалось лично для меня в этом фильме, ни запоминающихся сцен, ни интересных актерских работ, ни сопереживания главным героям. Словом, ничего, что делает просмотр каждой конкретной картины запоминающимся. Ни музыка, ни визуальный ряд, ни, даже, художество по костюмам, меня нисколько не зацепили. Поэтому, от меня "3"
Итого: (4/5)
(с) Albert Magnus и Роман Ужасов для kin0guru
НАШИ РЕЦЕНЗИИ НА СОВЕТСКУЮ КИНОФАНТАСТИКУ:
- Совместная рецензия на фильм "Завещание профессора Доуэля" (1984)
- Совместная рецензия на фильм "Лунная радуга" (1983)
- "Крик дельфина" (1986)