Найти в Дзене
Мир металлоискателей

Два шага

Для меня это был первый выезд после довольно долгого перерыва: то времени не было, то Саша выбирал такие места, что мне там копать было совершенно невозможно. А тут все складывалось прекрасно — проверенное место без обилия мусора, чудесная погода нежаркого конца августа. Ехали с товарищем по увлечению, с которым давно планировали совместный выезд. Местом поиска выбрали берег Западной Двины, где некогда была небольшая деревушка, брод, а чуть в стороне — остатки храма с кладбищем. Место малоизвестное и труднодоступное, поэтому, кроме нас, там никто не бывал. Мы же этот берег обхаживали уже несколько лет, правда, не очень методично, но находки были неплохие, в хорошем состоянии, и каждый раз попадалось что-то интересное: то медная иконка, то монета в отличном сохране, то колечко.

Вот и сейчас, пока ехали по лесу и искали нужный съезд среди многочисленных малоезженых дорожек, муж поставил мне «боевую задачу»:

— Так, тебе сегодня надо найти полтину. Я знаю, она на этом поле точно есть. Вот найдешь полтину и можешь больше сегодня не копать. Но без полтины с поля не уходить!

Мы посмеялись, спросили, откуда такая уверенность, в шутку попросили место поточнее указать. Так с шутками-прибаутками доехали, припарковались, настроили металлоискатели и приступили к поиску. День радовал солнышком и тишиной, рядом бурлила великая река, чуть в стороне темнел рамень. Место, где стоял дом, я сразу обошла стороной, так как обилие металлического мусора и камней существенно затрудняло поиск. Пошла краем поляны, изредка выкапывая четкие сигналы и осваивая малопонятный мне тогда «Беркут». Саша закопался на фундаменте дома, ворочал валуны, вынимал огромные железяки, вылавливал среди множества сигналов нужные. Его упорство и трудолюбие было вознаграждены несколькими монетами, крестиком и золотым колечком.

Вячеслав, бывший на этом поле впервые, ходил кругами, присматривался и изредка покапывал монетки, в числе которых оказалась копейка времен Петра Первого в очень хорошем состоянии, «конину», гильзы и прочие довольно рядовые предметы.

Я медленно шла по полю, наслаждаясь природой и фантазируя об истории этого места, когда металлоискатель издал четкий цветной сигнал. Годограф указывал, что в земле монета. Так оно и оказалось — 5 копеек Николая II. Порадовалась, что наконец нашла монетку, и пошла дальше. Через несколько метров опять услышала монетный сигнал — три копейки серебром. Приятно! Еще через несколько шагов — опять монета. Снова медь последнего русского императора. «Ну, — думаю, — надо здесь поплотнее походить». Но сигналы вдруг прекратились. Взяла чуток правее, ближе к центру поляны. Вслушиваюсь в сигналы «Беркута», как вдруг за спиной раздается возглас:

— Маша! Полтина!

Вячеслав стоит примерно в десяти метрах от меня над только что выкопанной ямкой и протягивает мне на ладони блестящий серебряный кружок. Подхожу, а это полтинник Николая II!

— Я за тобой следом шел, прямо по твоим монетным ямкам. А потом ты правее на пару шагов ушла, а я прямо… И вот! Обошла ты свою полтину!

— Дрооль! — кричу через всю поляну мужу. — А на этом поле только одна полтина?

— Что? Не знаю, ищи сама! — Саша «танцевал» над очередной сложной засечкой и вникать в суть происходящего ему было некогда.

Мы с Вячеславом посмеялись и разошлись искать дальше. Но легкая досада все же сердце кольнула. Пытаясь вновь поймать удачу за хвост, ходила и ходила вокруг «серебряной» ямки, тщательно обшарила все вокруг, но не то что полтины, ни одной монетки больше не нашла.

Устав от пустого поиска, пришла к машине, где уже закусывал бутербродами Вячеслав. Разделив незамысловатую кладоискательскую трапезу, грустно посмотрела на реку.

— А ведь это мое первое крупное царское серебро, — задумчиво сказал Вячеслав, глядя на полтину по-детски счастливыми глазами. — До этого ничего крупнее 10 копеек не находил.

— Я полтину пока тоже ни одну не нашла. А вот рубль николаевский был, правда, только один. Вот у Саши и рубль екатерининский, и полтина николаевская — все есть!

— Ничего, Маша, найдем мы еще свои рубли и полтины!

Мария Толчёнова

Альманах ДЕНЬГА №1 (21) / 2018