Когда-то мы не смогли купить французские универсальные десантные корабли. Но дело даже не в тех двух кораблях, которые отказалась передать нам Франция, а в тех двух, которые должны были построить на верфях России и на которые Франция обязалась передать всю техническую документацию. В результате, делать свой вертолетоносец придется делать почти с нуля.
Почему почти?
Не делали в СССР и России подобных кораблей, но зато делали корабли проекта 1174 "Носорог" и противолодочные корабли типа "Москва" (проект 1123 "Кондор") . "Носороги", которые уже списаны, строились в 70-х годах, возможно отнести к универсальным десантным кораблям. Советский "Носорог" имел на борту до четырех вертолетов, оснащался док-камерой и брал на борт до 500 морпехов и до 80 единиц бронетехники.
Противолодочные корабли типа "Москва" (проект 1123 "Кондор") также несли до 14 вертолетов, но у же без десанта.
Видимо, новый вертолетоносец будет современной компиляцией этих кораблей. Возможно, что какую-то информацию получили от китайцев, которые построили уже два УДК, но в этом я сильно сомневаюсь. Это те "союзники", которые вряд ли будут делится своими секретами.
Закладку первого российского вертолетоносца собираются произвести в Керчи, на судостроительном заводе "Залив". Вот только справится ли "Залив" с таким строительством? Дело в том, что все большие военные корабли СССР производились на верфях в Николаеве, которые теперь украинские. Судостроительный завод "Залив" никогда не строил боевые корабли с большим водоизмещением. За времена СССР он создавал сторожевые корабли (фрегаты), но необходимо добавить, что в 70-х предприятие строило супер-танкеры и спустило на воду единственный в своем классе атомный ледокольный лихтеровоз. Считается, что новый универсальный десантный корабль будет иметь водоизмещение 25 тысяч тонн, а длину около 220 метров. То есть проект 23900 будет больше "Мистраль" (22 тысяч тонн, 199 метров).
Предполагается, что габариты нового универсального десантного корабля "Прибой" позволяют разместить, в разных пропорциях - до двух батальонов морской пехоты (900 бойцов, на короткое время) и до 75 единиц бронетехники, а также шести десантных катеров (проекта 11770 и 02510). Авиационная группа корабля оценивается в 20 вертолетов разных типов: ударных Ка-52К, противолодочных Ка-27 и транспортных Ка-29, каждый из которых обеспечивает десантирование до 16 бойцов. Для десантирования на берег возможно использование до шести катеров проекта 11770, которые обеспечивают высадку до 92 бойцов или до двух единиц БМП или БТР. Таким образом, универсальный десантный корабль проекта "Прибой" может в первой волне высадить на берег более 550 морпехов. А, учитывая ориентировочное распределение машин в авиакрыле (10 транспортных Ка-29, 2 - противолодочных Ка-27 и 8 - ударных Ка-52К), около 160 морских пехотинцев в тылу с вертолетов.
Для сравнения, в США наиболее современным универсальным десантным кораблем является тип America, первый из которых был спущен на воду в 2012 году. Он имеет почти вдвое большее водоизмещение и берет на борт почти 1700 морских пехотинцев, а авиационное крыло состоит не только с вертолетов, но и с конвертопланов Bell-Boeing V-22 и стелс-истребителей F-35B.
Американский корабль может в первой волне высадить до 1200 морпехов на берег и почти 300 в тыл. А также предоставить им не только огневую поддержку с воздуха, но и защитить подразделения от воздушного нападения.