Если несколько месяцев назад в статье о декроттуарах я призывала всех прогуливающихся по петербургским улицам смотреть под ноги, то теперь предлагаю взглянуть наверх - на фасады зданий. На уровне второго этажа можно обнаружить интересные элементы архитектурного металлического декора - флагодержатели.
В отличие от современных (в большинстве своем довольно скучных) кронштейнов с трубками многие старинные флагодержатели представляют собой настоящие произведения искусства.
Борис Андреевич Калиничев, исследователь художественного металла в архитектуре Петербурга, автор нескольких альбомов, посвященных архитектурному убранству северной столицы, пишет, что наиболее ранние из сохранившихся в городе образцов относятся к середине XIX века.
В моей небольшой коллекции фотографий представлены флагодержатели, установленные на зданиях, построенных в последней четверти XIX-начале XX века.
После объявления в 1883 году высочайшего повеления "О флагах для украшения зданий в торжественных случаях", в котором Александр III распорядился использовать привычный нам триколор в качестве государственного флага Российской Империи, флагодержатели начали активно устанавливать не только на официальных зданиях, но и на доходных домах.
В книге "Милый старый Петербург. Воспоминания о быте старого Петербурга в начале XX века" П. А. Пискарев и Л. Л. Урлаб отмечают, что обязанность вывешивать флаг в "царские" дни возлагалась на дворника, служившего в доме.
Металлодекор завоевал особую популярность в убранстве петербургских зданий в эпоху модерна. Ограждения балконов, парапетные и коньковые решетки, козырьки над подъездами парадной лестницы и флагодержатели рассматривались архитекторами как дополнительная возможность визуального обогащения фасада.
Наиболее серьезный вклад в создание "кружевного" металлического оформления петербургских зданий внесли мастера "Художественно-строительно-слесарного завода Карла Винклера". Выходец из Германии, инженер Карл Винклер приехал в Петербург в 1872 году. Его петербургская карьера началась в фирме по изготовлению сантехники Густава Тейфеля.
Петербург произвел сильное впечатление на Карла Винклера. Он восхищался архитектурой города, но отмечал, что в столице практически отсутствует кованый декор, которым изобиловали постройки его родного Нюрнберга. Винклер был знаком с техникой ковки: после окончания Политехникума в Карлсруэ он подрабатывал рабочим в мастерской в городе Хемнице, где освоил тонкости кузнечного дела.
В 1876 году Винлер открывает в Петербурге небольшую мастерскую по производству "орнаментов из кованого железа", которая со временем вырастет до завода, выпускавшего огромное количество разнообразной высокохудожественной продукции из металла (как типовой, так и штучной). Карл Винклер был хорошим рисовальщиком, многие образцы кованых изделий создавались по его чертежам.
С Винклером сотрудничали многие маститые архитекторы - Грим, Шауб, Китнер, Шретер, Месмахер и другие. Его завод выполнял заказы титулованных особ и Императорского двора.
Большая часть иллюстраций в "Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века" Г. В. Барановского, в которой он собрал чертежи и фотографии лучших архитектурных объектов России и Европы, в разделе, посвященном флагодержателям, представляет собой работы Карла Винклера.
Крупным производителем литых флагодержателей был чугунолитейный и механический завод Ф. К. Сан-Галли.
Коррозия, физический износ, тяжелые испытания, которые город пережил в годы войны, привели к утрате многих старинных флагодержателей.
Тем не менее их сохранилось гораздо больше, чем декроттуаров.
Кое-где флагодержатели пытаются восстанавливать. Правда, с серьезными изменениями. Так флагодержатель на доме 36 по улице Зверинской раньше выглядел иначе.