Мы с семьей любим бывать рядом с Петергофом в местечке под названием Бельведер. Точнее, Бельведер-это название дворца, расположенного в тех краях. Красивый пруд, старые деревья и заросший склон холма – это все, что осталось от некогда восхитительного Лугового парка.
Большой подарок судьбы, что на вершине холма сохранилось прекраснейшее творение архитектора Штакеншнейдера – дворец Бельведер. Даже в годы ВОВ он пострадал, но не был разрушен до основания.
Дворец задумывался как подарок императора Николая 1 своей супруге. Построенный в 1856 году своим видом он напоминает древнегреческий храм, поставленный на массивное гранитное основание. К главному входу ведет двухмаршевая лестница из гранита, на которой мы можем видеть пустующие постаменты, где ранее располагались вазы и мраморные скульптуры.
Надо сказать, что все эти гранитные постаменты очень искусно выполнены, если учесть, что вся работа выполнялась вручную. Все детали ровные, симметричные, четко вымеренные и мастерски отточены. Официальная история уверяет нас, что все делалось ручным инструментом, просто мастера были высокого класса. Альтернативные историки утверждают, что добиться таких идеально ровных и сложных линий под силу только машинной обработке. Каждый волен выбирать сам, кому верить. Но любуясь на такие красивейшие каменные творения первой половины и середины 19 века вопросы возникают, и не всегда находятся на них ответы.
Крыша дворца по периметру поддерживается колоннами, выполненными из сердобольского гранита.
Бельведер расположен на самой вершине Бабигонского холма, и с террасы второго этажа открывается панорамный вид на Санкт-Петербург.
Павильон очень красив, и самым основным его украшением являются кариатиды, поддерживающие портик главного входа.
Четыре великолепные статуи, выполненные из сердобольского гранита, завораживают своим идеальным качеством исполнения. Кстати, их создателем считается скульптор А. Теребенев. Да, да, тот самый гений, который мастерски исполнил атлантов для здания Нового Эрмитажа. Поражает плавность и четкость линий, выполненных ручными инструментами мастера.
Интересный момент: каждая кариатида держит в одной руке лиру, а в другой…
Что держала каждая из них в другой руке, история скрывает, поскольку данные предметы отколоты полностью, как говорится под корень. А на месте скола удалось разглядеть металлический прут, идущий в руку статуи.
Справа и слева от павильона находятся гранитные постаменты довольно внушительных размеров.
На них были расположены копии конных статуй Клодта, украшающие Аничков мост.
Очень интересно, что данные копии были выполнены методом гальванопластитики, который по тем временам был инновационным. Данный метод тогда был хорош для изготовления копий медалей, монет и других мелких изделий. Но чтобы снять копию со статуи Клодта!!! Думаю, нужно было очень постараться, или нам что-то не договаривают. Это очень интересная и обширная тема, о которой я обязательно напишу в одной из своих следующих статей.
А сейчас вернемся к гранитным постаментам, на которых располагались утерянные после ВОВ конные статуи.
Каждый постамент состоит из сложенных гранитных блоков. Блоки разные по размерам и конфигурации, они, словно объемные части пазла, составляющие большие гранитные тумбы. Со временем эти блоки кое-где разошлись, и через трещины можно увидеть внутреннее устройство постаментов. Размеры блоков впечатляют: высота более двух метров, длина от трех до метра, внутри имеют конусообразную форму. Сразу в голове возникает вопрос: сколько же усилий пришлось потратить на то, чтобы доставить их на самую вершину Бабигонского холма, установить и подогнать без помощи современного оборудования.
Что касается внутреннего убранства, то жемчужиной дворца является мраморный зал, расположенный на первом этаже. Здесь установлены колонны из каррарского мрамора, а пол выложен античной мозаикой, привезенной из Италии с острова Капри. Эта мозаика украшала виллу Юпитера, принадлежавшую императору Тиберию.
После революции в здании Бельведера расположился дом отдыха. В 1950-х здание было восстановлено после урона, нанесенного ВОВ, и дом отдыха продолжил там свое существование. В 1960-е с западной стороны дворца было выстроено полукруглое здание для нужд пансионата. В 90-е годы дворец был передан в аренду частной фирме, отреставрирован и включен в гостиничный комплекс.
Если у вас будет такая возможность, обязательно посетите это великолепное место. Бельведер прекрасен в любое время года, при любой погоде, он обязательно подарит массу впечатлений и незабываемых эмоций.