Про книгу Вирджинии Эндрюс "Цветы на чердаке" слышали многие. Или видели фильм, снятый по ней. Но мало кто читал всю сагу Доллангеджеры. Заслуживает ли она внимания? В чем сходство в бестселлером Габриэля Гарсия Маркеса "Сто лет одиночества"? И почему я не советую начинать данную сагу - далее в этой статье.
"Сто лет одиночества" были опубликованы в 1967 году, а "Цветы на чердаке", первая книга саги - в 1979 году, что натолкнуло меня на мысль - а не вдохновлялась ли Виржиния книгой Маркеса? Фактически можно проследить те же самые сто лет существования семьи. С пороками, с нездоровыми отношениями. Разница лишь в том, что Маркес доносит до читателей мораль - инцест плохо. Разными способами, полунамеками, но он осуждает данное явление. Он словно врач - говорит откровенно, но при этом не восхищается симптомами болезни. Вирджиния же, если смотреть в разрезе всей саги, не просто одобряет инцест. Может сложиться впечатление, что она его приукрашивает. Нет никакой морали - это плохо. нет никаких итогов - это губительно. Суть проста - это нормально. Именно такой вывод возникает у читателя из историй Вирджинии.
Если читатель остановится только на первой книге "Цветы на чердаке", то у него сложится иной вывод. Книга очень пронзительная, хоть и жутковатая. Она подкупает своей прямотой и искренностью. Каждый герой задевает какие-то струны в душе.Возможно, этому способствовал тот факт, что Вирджиния основывалась на реальной истории. Но то, что было написано впоследствии - попытка максимально использовать выстрелившую книгу. Вирджиния продолжает рассказывать, что произошло с героями после. Затем даже пишет предысторию, делая несколько шагов в прошлое задолго до рождения центральных персонажей. Она снова и снова рисует картины, не просто объясняющие инцест, а одобряющие его. И я, как читатель, каждый раз бралась за новую часть, надеясь: вот тут точно всё будет иначе! Не было.
Вирджиния талантлива - это несомненно. Она затягивает с собой в этот мир. Удовлетворяет порывы к подглядыванию. именно этим и занимается читатель. а потом испытывает отвращение. К самому себе в первую очередь.
В то время как "Сто лет одиночества" запускает мыслительные процессы. вместе с героями исследуется что такое хорошо, а что такое плохо. Вместе с героями изучается окружающий мир сквозь призму семейных уз. И инцест становится следствием деструктивных отношений. Читатель видит из чего складываются эти отношения. Видит каждый камень и учится. Это нельзя. Вот тут может быть грань. Здесь надо по другому. Именно поэтому, "Сто лет одиночества" приятно перечитывать, а сагу Доллангеджеры лучше никогда не открывать