В данной статье хочу рассказать про компоненты необходимые для автозвука в автомобиле в целом, также про их классификацию и назначение.
Подробнее про каждый компонент , какой выбрать для установки в свой авто и какая цель перед аудиосистемой в целом в следующих статьях
Для создания любой аудиосистемы авто требуются следующее :
- Головное устройство ( магнитола). Пожалуй один из основных компонентов без которого не обойдётся ни одна система.
Магнитолы бывают штатными , безпроцессорными и процессорными, которые в свою очередь могут быть различного размера (1din,2din),иметь различные способы передачи на них данных (CD,AUX,USB, Bluetooth), также главным элементом при выборе магнитолы является наличие у неё RCA выходов. Количество этих выходов варьируется от 0 до 3 соответственно .
Данные RCA выходы необходимы для передачи сигналов на усилители мощности вашей системы, и выбор количества этих выходов зависит от количества полос (усилителей) вашей системы .
Про выбор нужной магнитолы для вышей системы поговорим немного позже.
2.Динамики.
Это то что производит в звук наш сигнал с магнитолы/усилителя.
Классифицируются по типу и размеру.
По типу (предназначению) динамики для авто звука бывают :
- Твитеры
Начнём с высоких частот. Самые нежные, самые тонкие частоты.
Твитеры бывают как диффузорными, так и купольными. Размеры купола или диффузора у большинства твитеров составляет 1–1,5 дюйма (2,5–3 см), хотя размер внешнего фланца у некоторых моделей доходит до 4 дюймов (10 см).
(Самые маленькие по размеру динамики)
Твиттер выполняет одну важную функцию – воспроизводит звуки частотой выше 8 000 Герц. Для него выделяется отдельная полоса, которая при помощи специального фильтра подает высокочастотную линию сигнала.
- Среднечастотники.
Эстрадный СЧ динамик, его размер доходит порой до 8 дюймов (20 см) и более. Как правило, они способны играть с 200 Гц причём очень громко. Весьма впечатляющие возможности. Одна беда. В эстрадных системах очень часто отсутствует мидбас и этими огромными, пусть и низкоиграющими, среднечастотниками пытаются это компенсировать, что по очевидным соображениям, невозможно.
- Мидвуферы(мидбасс) и вуферы.
Их разница в том, что мидвуфер (мидбас) способен играть низкие и средние частоты, а вуфер заточен исключительно на низкие. В отличие от среднечастотников и твитеров, мидбасы уже не бывают купольными, их конструкция строго диффузорная. Размер мидбасов начинается от 5 дюймов (13 см) и доходит до 9 дюймов (23 см). Наиболее распространены 6,5 дюймов (16,5 см)
Необходимость мидбасса в аудиосистемах является спорным вопросом, многие не находят нужным использование мидбассов в своей системе, компенсируя его сабвуфером, другие наоборот считают эстрадный звук без мидбасса сухим и крикливым.
- Коаксиальные динамики.
Комбо динамиков, совмещение мидбасса с твиттером, а иногда и со среднечастотником. Изготавливаются для удобства установки всех диапозонов звука.
В грамотных и громких аудиосистемах не встречаются , устанавливаются чтобы хоть что-то играло.
- Сабвуферы.
Самый известный из всех динамиков , то что можно услышать в 3 часа ночи из проезжающей под окном девятки.
Служат для воспроизведения низких частот (суббасса). Бывают активными, в готовом коробе и отдельными динамиками.
1)Активный сабвуфер - самый низший класс сабвуферов, совмещает в себе короб, динамик и усилитель.Играет плохо как и по качеству, так и по громкости.
2) В готовом коробе - лучше чем активный, при правильной настройке может вполне достойно играть для любительской аудиосистемы.
3) Отдельный сабвуферный динамик - то что нужно. Бывают размерами от 10 до 18 дюймов. Имеют качественный звук и громкость. возможность сделать индивидуальный короб под ваше желание
3.Усилители мощности.
Усилитель мощности звука для автомобиля – неотъемлемая часть качественного автозвука, ведь, как правило, усилитель любого головного устройства (автомагнитолы) не обладает таким запасом мощности, чтобы установить качественную мощную акустику.
Разделяются по количеству каналов.
-Одноканальные (моноблоки)
Предназначены для подключения компонентов в один канал, зачастую сабвуфера, так он требует большую мощность из остальных компонентов.
-Двухканальные
Необходимы для подключения динамиков по системе стерео, или псевдоквадро с возможностью настройки каждого канала.
-Четырех и Пятиканальные
Четырехканальные – «азы» для создания качественного звука в автомобиле, ведь можно подключить полноценные четыре канала, создав акустическую систему квадро.
Пятиканальные – «комбайны» для создания квадросистемы с выделенным подключением сабвуфера. Это лучший вариант для создания качественного автозвука, т.к. все каналы сбалансированы по техническим параметрам.
4.Проводка.
Пожалуй один из самых непонятных новичкам элементов системы - это ее связующая проводка. Проводка необходима для питания компонентов и передачи в них сигнала.
- Начнем с питания - Силовые провода
Силовые провода проводят напряжение от аккумулятора к усилителям мощности звука.
«Одинаковые ли провода минуса и плюса?»
Да, проводка одинаковая какой провод на плюс такой и на минус , выбор самого силового провода зависит от мощности вашей системы.
Силовая проводка различается толщиной сечения и материалом изготовления этого сечения. Толщина сечения может быть от 0Ga(~55кв.мм) до 8Ga(8.5 мм.кв). То есть чем меньше число Ga (Gauge),тем толще силовой кабель. По подбору кабеля под усилитель в следующих статьях.
Материалы сечения : алюминий и медь (лужённая). При выборе материала советую не скупиться и купить медь, несмотря на большую разницу в цене, для качественного и безопасного звука это не дорого.
Также при выборе силовой проводки зачастую прибегают к решению использовать строительный силовой кабель КГ(кабель гибкий), хорошая альтернатива, не так бьющая по карману.
О плюсах и минусах не брендированной проводки в следующей статье.
- Межблочные провода (RCA).
Межблочные провода они же - тюльпаны, необходимы для передачи сигнала с ГУ (головного устройства) на усилители мощности. Выбор качественных межблочников зачастую спасает от посторонних шумов и наводок во время прослушивания.
- Акустические кабели.
Как правило, акустические провода являются пассивными элементами любой аудиосистемы, и их задача сводится к передаче звукового сигнала от источника к колонке.Также могут быть выполнены из алюминия и меди. Рекомендуется выбирать медный витой кабель, толщина которого зависит от динамика к которому он будет проведен, будь то сабвуфер или эстрадный СЧ.
- Remote (rem), он же сигнальный провод.
Состоит из небольшого одинарного медного провода, который присоединяется одним концом с проводом remote на магнитоле, а другим к уселителю в терминал «REM», для контроля работы усилителя мощности .
Например : без использования данного провода , усилитель будет кушать ваше напряжение и разряжать ваш АКБ, независимо от того включена ли магнитола, включено ли зажигание и тд., в данных случаях единственным решением будет постоянно после заслушивания авто , вынимать силовой кабель из уселителя или скидывать клемму АКБ, что крайне не удобно. Поэтому при подключении ремоута, усилитель будет получать сигнал о включении только после того, как вы включите ГУ.
Вывод.
В заключении хотелось бы добавить, что данные компоненты являются основными и для окончательного подключения потребуются иные мелочи, такие как клеммы, приставочные кольца, переходники .
Обо всем и многом другом более точнее постараюсь рассказать в следующих статьях. Надеюсь вам было интересно и вы подчерпнули что то новое. Спасибо за просмотр.