Знаете, я давно слушаю русский рок. В первую очередь из-за текстов, из-за смыслов. Меня всегда подкупала бардовская откровенность наших рокеров, их песни поддерживали в тяжелые периоды жизни. Даже на звонке стоит сплиновский "Романс". И тем удивительней для меня самой чувство противоречия, даже возмущения и протеста, при прослушивании новых произведений "Сплина" и "ДДТ"
Сначала я увидела клип:
Сплин "Передайте это Гарри Поттеру, если вдруг его встретите"
Потом Юрий Шевчук подтянулся:
Смыслы песен одинаковы: нам душно, невозможно жить, нет свободы, нас сношают все, кому не лень. И вот тут у меня наступает когнитивный диссонанс: НЕТ СВОБОДЫ? То есть вот эти клипы в свободном доступе, обсуждаемые, просматриваемые - это вот "нет свободы?" Как сейчас модно говорить: "Вы серьезно?" Даже в застойные времена (предположим, что там был бы интернет) за это можно было "загреметь на нары". Или вылететь из страны. Где, стесняюсь спросить, обличения власти, обвинения в экстремизме и разжигании? - Ничего такого. Творите? - Ну, и творите.
Знаете, за что обидно больше всего? - Уровень. Уровень текстов. Смыслов. Такое оно... никакое, откровенно слабое. Метафоры унылые, метонимии избитые, сравнения неудачные, даже собственно рифмы - "ну, такое"... Штампы, штампы...
Выдержка из "Передайте"
Вчера шёл король весь крутой и гордый
И мальчик сказал: “Король, ты голый”
Мальчику тут же с ноги проломили голову
И пришили ему статью...
...Не забывай, почувствуй, волшебник
То, как на шею давит ошейник
Не забывай нас – ты слышишь, отшельник
Иногда покидай Парнас... Это точно Саша Васильев писал?
Выдержка из "Хора"
Я по парадным подъездам крадусь вором
К тебе, родная, этой серьезной ночью,
Увижу нас с тобой вдвоём воочию,
Чего мы стоим, когда не хором?
Пойдём со мной, на хрена тебе эти консервы?
Люди из стали, их больные нервы,
Одинаковые машины и гениталии
Мысли из теста, их мечты о дали?
Когда уходит герой, остается хор.
Угадайте с трех раз: кто его дирижёр?
Я устал выживать, предпочитаю жить
Когда ты свободен, тебя невозможно убить.
Море, людское море,
Все тонет в хоре, его мажоре.
Море, людское море,
Все тонет в хоре, его мажоре.
Где внятность и четкость шевчуковских текстов, которые запоминались с одного прослушивания?
А самое в этом всем противное, на мой взгляд... Они не боятся. Нет, не власти, которая якобы всех тут уже пересажала и задушила. Они не боятся, что за ними пойдут. Молодые и дурные. Которых особенно жалко. Как там у Цоя было: "Война - дело молодых?" - И наивных... Знаете, есть некая справедливость, когда молодых посылает на войну государство, хотя война - это в любом случае несправдливость, это то, чего надо избегать изо всех сил. Но когда провоцируют из исключительно добрых побуждений... Я - правда - не понимаю, за что начали бороться наши рокеры? Крови захотелось? - Так польется с подобными призывами. Мальчиков кровавых никто не боится?