Для крестьян все окружающее пространство — леса, реки, болота — были заселены сотней удивительных и опасных духов. Такие существа обитали и в полях. Среди них особенно выделялись полудницы. Сегодня, 28 июля, в день Кирика и Улиты, они становились особенно вредными.
В жаркий полдень в полях появлялись полупрозрачные девушки с распущенными волосами в белых платьях или рубашках. Они скользили над нивами, подолгу замирая в раскаленном воздухе. Несмотря на безобидный вид, каждый жнец знал, что встречи с ними лучше избегать. Полудницы сурово наказывали тех, кто осмеливался работать в полдень, насылая на них мороки и дурные предзнаменования, которые в народе называли маньяками. Общение с полудницами заканчивалось обычно солнечным ударом или смертью.
Кроме того, полудницы воровали детей, оставленных в поле без присмотра. Впрочем, самые любопытные и безрассудные могли поиграть с полудницей в загадки. Если человек выигрывал, она дарила ему что-нибудь полезное, например, необыкновенную выносливость. Проигравших состязание полудница могла защекотать до смерти, что сближает ее с русалкой. Впрочем, в некоторых губерниях полудниц считали обычными полевыми русалками.
Причем иногда их представляли в менее привлекательном виде — как безобразных старух с всклокоченными волосами.
На Русском Севере полудницу называли кудельницей. Ее можно было встретить на ржаном поле, и она также могла напасть на детей, если они были одни. Но кудельница в отличие от обычной полудницы могла гулять не только в поле, но и в лесу, и даже заглянуть в дом. Кудельница часто воровала небрежно брошенную пряжу, если в избе никого не было.
На меже, разделяющей крестьянские наделы, кроме кудельницы, можно было встретить межевика — духа, который охранял границы участков. Его считали сыном полевого (полевика) и братом луговика. Все эти духи обычно принимали облик маленьких старичков с бородой из колосьев, в одежде из травы. Несмотря на то, что межевик был условно безопасным существом, спать в поле и особенно на меже нельзя. Иначе он мог задушить нарушителя границ. Вместе с полудницами межевик карал тех, кто работал в полдень.
Чтобы задобрить полевых духов, им оставляли яйца, кашу из зерен первого снопа, молоко и другую пищу.
Нетрудно заметить, что полудницы и другие духи были олицетворением солнечного удара, который мог застигнуть работающего в поле крестьянина.
Кроме того, любая граница, временная или пространственная, имела сакральный смысл в глазах наших предков.
Именно поэтому полдень и полночь, начало и конец года, порог дома или двора, даже граница надела воспринимались как рубеж между мирами, где могло произойти все, что угодно.
Полудницы не так популярны, как русалки, однако их можно найти в серии компьютерных игр «Ведьмак», созданных компанией CD Projekt RED на основе романов Анджея Сапковского. В первой игре множество полудниц обитает в полях вокруг деревни Темноводье, а в третьей — в окрестностях Новиграда. Правда, облик игровых полудниц в некоторых деталях отличается от фольклорного — у них загорелая кожа и зашитые нитками глаза.
В день Кирика и Улиты, когда полудницы веселились особенно бурно, создавая опасные галлюцинации, в поле не работали, и вообще старались лишний раз не выходить из дома. Считалось, что морок может увязаться за человеком и проникнуть в дом. Домочадцы будут страдать от бессонницы, ночных кошмаров и даже болеть.
Если с утра шел дождь, то это предвещало ясную погоду на следующий день, а громкий стрекот кузнечиков был верным признаком наступающего зноя.
Монстры «Ведьмака»: мифические корни
Монстры «Ведьмака»: мифические корни. Часть 2