Кликбейт — это нечестный способ оформить статью так, чтобы читатель наверняка её открыл. Для этого автор опускает в заголовке самую важную информацию или описывает событие так, что оно кажется более значимым. Или неоправданно повышает тон высказывания, манипулируя чувствами читателя.
Видов кликбейта много, но результат один: пользователи кликают, чтобы узнать больше, и получают внутри не то, на что рассчитывали. Это их раздражает. Они быстро выходят из публикации, ставят дизлайк или блокируют весь источник. Алгоритм Дзена учитывает эти сигналы. И если факт кликбейта подтверждается, публикация ограничивается в показах
Ловушка кликбейта
Парадокс в том, что публикации с такими заголовками могут набирать больше просмотров, чем все остальные. И многие авторы думают: «Видимо, аудитории нравится. Буду делать такое чаще».
Это опасное заблуждение. Кликбейт не вызывает позитивных чувств. Просто у большинства читателей нет к нему «иммунитета», и даже очень критично настроенные люди попадают на крючок. Всё потому, что кликбейт грубо эксплуатирует любопытство и сильные эмоции, такие как гнев, страх, волнение, удивление.
Значит ли это, что любой заголовок, который затрагивает любопытство и эмоции, считается кликбейтом?
Нет. В отличие от привлекательного и информативного заголовка, кликбейтный обращает на себя внимание неэтичными методами. Сейчас мы подробнее расскажем о них и о том, как можно писать по-другому.
Утаивание ключевой информации
Самое важное здесь слово — «ключевая». Такая информация нужна читателю, чтобы понять, о чём статья, и хочет ли он её открыть. Авторы кликбейтных заголовков специально лишают его необходимого несколькими способами.
Наиболее издевательский — оборвать предложение якобы на самом интересном месте:
«Я похудела на 5 кг за два дня. Просто два раза в день пила стакан...»
«Наталья Орейро два раза выходила замуж, но...».
Другой способ — привлекательно описать «главного героя» публикации, но так и не сказать, кто же он:
«Самое простое копеечное средство для омоложения кожи»
«Правительство сделало очень важное заявление»
«Вскрылись удивительные подробности развода Анджелины Джоли и Брэда Питта»
Иногда авторы утаивают информацию, намекая на неожиданное развитие событий. Вот примеры:
«Девушка годами покупает брату с умственным расстройством одну и ту же игрушку. Но есть одна проблема».
«Мужчина увидел двух людей в воде и достал камеру. Когда он приблизил ее, открылась ужасная правда…».
Ещё для утаивания ключевой информации часто используют указательные или неопределенные местоимения:
«Эти заявления президента произвели настоящую сенсацию»
«Вот в чём секрет ухоженных женщин»
«Таким вы Леонтьева ещё не видели!»
«Apple готовит для россиян нечто грандиозное».
Как можно по-другому?
Прямо и честно сообщить читателю, что он найдёт внутри. Конечно, пересказать суть текста в заголовке не всегда можно. Но способ внести ясность есть всегда.
Например, вместо «Наталья Орейро два раза выходила замуж, но...» можно написать: «Наталья Орейро два раза выходила замуж, но не потеряла веру в брак».
Вместо «Самое простое копеечное средство для омоложения кожи» — «Как я использую активированный уголь для омоложения кожи» или «Почему активированный уголь заменил мне элитные уходовые средства». И хотя в этих вариантах автор не раскрывает в заголовке суть своего ноухау или мотивацию, читателю это уже не требуется. Ключевой здесь была именно информация про активированный уголь.
Ну, а вместо «Эти заявления президента произвели настоящую сенсацию» можно сказать так: «Президент прокомментировал договор о ядерном разоружении и ситуацию в Сирии».
Преувеличение
Ещё один вид кликбейта – преувеличение значения события или явления с помощью обобщающих и безличных формулировок. Например, под заголовком «У Аллы Пугачевой подозревают неизлечимую болезнь» кроется заметка с цитатой всего одного знакомого артистки. А в статье «Эксперты предрекают падение рубля» приведено личное мнение двух банкиров. Согласитесь, один, два или несколько человек — слишком мало, чтобы использовать речевые обороты, относящиеся к большой массе людей.
Вместо этого было бы корректно написать: «Знакомый Аллы Пугачевой считает, что певица может быть чем-то больна» и «Аналитик «Икс-банка» предрекает падение рубля». Да, звучит уже не так скандально. Но это даже к лучшему.
Иногда автор преувеличивает вроде как из благих намерений. Он хочет вдохновить и обнадежить: «Простые привычки, которые моментально перевернут вашу жизнь» или «Отличные новости! Пенсии будут повышать!». Но получается ещё хуже, потому что внутри читатель узнает: «простые» и «моментально переворачивающие» жизнь привычки — всего лишь методы управления временем и самоконтроля (долго, скучно, тяжело. Никакого волшебства, да что ж такое!), а с пенсиями всё совсем не так просто, как пообещали в заголовке.
Ещё в заголовках с преувеличением часто используются фразы вроде «Это обязан увидеть каждый», «Ты не можешь себе такого представить!», «Все были потрясены», «Вы будете в шоке», «История, которая вас удивит», «Сенсационные факты». Они тоже создают у читателя завышенные ожидания, которые часто не оправдываются.
Другие виды кликбейта
Иногда автор обещает в заголовке фото или видео, которое совсем не оправдывает ожиданий. Например, читатель кликает на карточку с заголовком «В подвале дома в Екатеринбурге обнаружили клад. ФОТО», но находит внутри вовсе не фотографии клада, а фотографию одного из фасадов дома. А где клад-то? Нет его.
Или другой прием: написать нормальный заголовок, но на иллюстрации стрелкой или обводкой выделить один из элементов. Как будто с ним связаны какие-то подробности, о которых читатель узнает только внутри. Это тоже создает обманчивые ожидания и считается кликбейтом.
Итак, кликбейт — это нечестный и неэтичный способ сделать так, чтобы читатель кликнул на статью. Он даёт быстрый результат, но в перспективе только вредит, потому что портит репутацию авторов и платформы, на которой они работают.