Вот что заметил по прошествии многих лет: Все курсанты, которые прошли жёсткий отбор при поступлении в лётное училище, это уже изначально личности. Других людей Небо к себе не подпускает.
Сама профессия часто обязывает человека работать на пределе своих возможностей. И курсант, который учится летать точно так же постоянно на том же пределе.
В этих условиях и проявляется та самая личность. Её невозможно скрыть, выдать желаемое за действительное. Нельзя обмануть даже самого себя.
Идут напряжённые и интенсивные учебные полёты на полевом аэродроме. Лето, жара, пыль, рёв реактивных двигателей. Работа лётчика-инструктора подобна работе кочегару и учёному в одном лице. Нервы на пределе. Сам полёт, это уже серьёзная психофизиологическая нагрузка, а тут ещё в передней кабине полный неуч, за которым надо не только следить, но и хорошо понимать, что можно ждать от этого негодяя, лентяя и тому подобное.
Была загадка, отгадку которой должен был знать каждый начинающий военлёт:
-Курсант, садится в кабину. Нажимает педаль руля поворота, и его голова помимо воли поворачивается в сторону. Ставит педали нейтрально, голова поворачивается в исходное положение. Снова нажимает ту же педаль и опять такой же эффект. В чём проблема?
-Дур-р-рак! Шнур от шлемофона к РТЛ (к радиостанции) за педаль зацепился!
Летят курсант Парянов с инструктором по кругу, отрабатывают взлёты и посадки. У курсанта уже давно спина мокрая, а у инструктора этот курсант уже третий за смену. И кроет он этого курсанта всеми матерными словами, выражаю всё своё отношению к очередной бездарности.
Обидно. Всегда обидно выслушивать от своего инструктора даже ноты неудовольствия в голосе, а тут отборные, красноречивые выражения, которые терпеть стало невмоготу. Высота полёта 500 метров. И тогда Парянов по самолётному переговорному устройству говорит своему шефу:
- Товарищ лейтенант, если вы ещё что ни будь, плохое обо мне скажете, я выйду.
После такого заявления инструктор наглухо замолчал.
Сели молча, зарулили на заправку. Обычно, пока курсант рулит, инструктор отстёгивается от привязной и подвесной системы, поэтому первым покидает заднюю кабину самолёта.
Техник открывает фонарь передней кабины, и курсант выключает двигатель. Всё, полёт окончен. Отстёгивая ремни от мокрого тела, Парянов набирает в лёгкие побольше воздуха и с громким продолжительным шипением его выпускает, выражая тем самым всю свою усталость.
Инструктор уже отошёл от самолёта на десять метров. Услышав этот звук, он взвился и в несколько прыжков подлетел обратно к борту.
_ Парянов, ты что нажал?!
В кабине огромное количество всяких приборов, тумблеров, кранов. Среди них краны аварийного выпуска шасси и закрылков, которые выпускаются с помощью воздушного аккумулятора. Испугаться был повод.
- Ох, Парянов, Парянов…
Идёт разбор полётов в домике предварительной подготовки. Инструктор это делает с каждым курсантом сразу после полёта, а следующий разбор происходит при подготовке к очередной лётной смене. Он более детальный. Лётчика подобная очерёдность сопровождает всю его лётную карьеру.
В полёте каждое движение рычагами управления, включение и выключение бортовых систем, агрегатов записывается в «Чёрный ящик», который на земле немедленно дешифрируется. В современных самолётах помимо всего записываются биотоки мозга. Скрыть какую либо ошибку практически невозможно. Записываются все параметры полёта от момента запуска, до момента выключения двигателя на стоянке.
Когда с земли человек видит летящий истребитель, то он видит только красивый, ровный полёт. На самом деле каждое мгновение, при выполнении этого полёта лётчик постоянно направляет самолёт в нужную траекторию. Делается это движениями ручки управления. И каждое мгновение лётчику приходится обрабатывать огромное количество поступающей информации от группы пилотажно-навигационных приборов, приборов контроля работы двигателей, вести переговоры с командным пунктом, вести визуальную осмотрительность, быть штурманом, и решать другие задачи. При этом он всегда выполняет несколько действий одновременно. Если он не сумеет этого сделать, самолётом он управлять не сможет. А тем более, его посадить.
Чтобы этому научится, необходимо ещё на земле до автоматизма отработать каждое (каждое!) действие по управлению самолётом при выполнении определённого полётного задания. А под действием понимается не только движение конечностями. Под действием понимается направление взгляда, направление внимания и даже очерёдность мыслительного процесса.
Всё это отрабатывается в самых разных вариантах подготовки на земле. Этой работой рутинной работой больше всего и занимается инструктор со своими питомцами. А полёт, как итог скрупулёзной наземной подготовки.
В домике предварительной подготовки идёт разбор. В конце разбора полётов курсанта Парянова инструктор с досадой и презрением говорит, увидев муху, которая надоедливо садилась на потный курсантский лоб:
- Вот видишь, Парянов, на тебя мухи садятся. А ты знаешь, что они больше всего любят то самое, вонючее.
Парянов, не поднимая глаз от стола немного гнусавым голосом, растягивая, ответил:
- Да-а, товарищ лейтенант, а на вас даже и мухи не садятся.
- Пар-р-рянов!!! – только и смог воскликнуть инструктор.
С тех пор прошло много времени. Курсант успешно окончил училище и стал первоклассным профессионалом. Освоил не один тип самолётов.
Его лётчик-инструктор стал одним из лучших лётчиков в полку. Был командиром эскадрильи.
Читайте так же