Эта история о лидерстве и выборе стратегии. Прочитав статью, вы поймёте как победить лидеров в своем деле и как разработать план действий для этой победы.
В Америке проводится одна из самых известных и самых престижных в мире регат, которая имеет название Кубок "Америки". Она проходит ежегодно начиная с 1851 года. В 1983 году яхта с названием Liberty (yacht) выигрывала у своего конкурента со счетом 3:1. Уже все ожидали победы, на место где должна пришвартоваться принесли шампанское и приготовились отмечать. Фотографы бегали в ожидании финала, чтобы успеть первыми зафиксировать очередную победу представителей США, которые 132 года подряд являлись лидерами и не хотели никому уступать это место. Но их победе не суждено было случиться.
В самом начале заплыва, яхта Liberty получила существенное преимущество в размере 37 секунд, когда яхта Australia II не смогла удачно стартовать, получив фальстарт, и ей пришлось вернуться на линию старта. Австралиец Джон Бертран всеми своими силами пытался наверстать упущенное время, для этого он отклонился от курса и надеялся только на свою удачу, что ветер изменит свой курс. Команда Liberty во главе с Деннисов Коннером решила не менять направление. Риск на который пошел экипаж Australia II оправдался, тем самым они выиграли гонку опередив Liberty на 1 минуту 46 секунд. Экипаж Liberty был подвержен критики за то, что он совершил серьёзную стратегическую ошибку и не стал следовать по тому же курсу, что и Australia II. В оставшихся двух заплывов Australia II, побеждала своего конкурента оставив его позади.
Рассматривая парусные регаты, со стороны лидерства и принятия решений можно рассмотреть интересный обратный вариант стратегии "Следуй за лидером". Как правило, лидирующий парусник занимается копированием стратегии идущего за ним в след. В тот момент, когда отстающий принимает решение о смене курса, лидер повторяет его действие. Даже если стратегия неэффективна, лидер будет все равно копировать действия. Давайте разберем почему? В парусном спорте, важна только Победа! И если ты занимаешь уже лидирующее место, самая верная стратегия это имитировать действия соперника, который идет позади.
Аналитики и составители прогнозов по движению ценных бумаг на биржах, очень часто используют стратегию подражания. Они заинтересованы в том, чтобы идти за большинством и составлять прогнозы, которые не противоречат другим аналитикам. Такой подход очень сильно снижает вероятность того, что люди оценят их способности и эффективность, как неудовлетворительную. Новички на рынке ценных бумаг стараются вести свой портфель агресивно в разрез с общественным мнением и тем самым предсказывают резкий подъем или спад экономики. К сожалению, в большинстве таких случаев их решения оказывались не верными, а те кто давал правильные прогнозы оказывались знаменитостями.
Конкуренция, которую мы сейчас наблюдаем на рынке технологий и промышленности предоставляет нам новые доказательства успешности стратегии подражания. На рынке производства персональных компьютеров и ноутбуков компания Dell никогда не светилась инновациями или новыми технологиями, она всегда следовала за другими и унифицировала то, что другие изобретали. Apple и Samsung, наоборот всегда пытались внести какие-то новинки и новые технологии и шли на риск оказаться вторыми. Сейчас они испытывают технологии в дочерних компаниях или занимаются поглощением стартапов, которые уже показывают высокий результат, чтобы в дальнейшем ускорить своё развитие и принести тем самым себе прибыль.
По факту существует два способа, которые позволяют двигаться вторым:
- Вы копируете действия лидера, как только он покажет, что его способ эффективен.
- Ждете, когда станет понятно, принес данный способ у лидера успех или неудачу.
В направлении бизнеса, стратегия ожидания имеет более выгодное направление, т.к. в отличие от спортивных состязаний в бизнесе нет выражения "Победитель получает всё". Лидеры на рынке не следуют за компаниями, которые быстро достигли успеха, пока не будут уверены, что их курс имеет преимущество.