Большинство родителей принимают неверное решение, когда отдают своё чадо в 1 класс основываясь не на его готовности, а на возрасте: чем раньше, тем лучше!
Кому лучше?
Родители ставят во главу тот факт, что ребёнок раньше закончит школу, раньше поступит в университет (до 18, естественно, чтобы в армию не успели забрать), раньше выйдет на работу, съедет от них, родителей, наконец-то и будет жить самостоятельно. Ведь они для этого его и рожали, чтобы выгнать поскорее...
И так проходит вся жизнь. В гонке за чем-то лучшим, где нет права на ошибку (поступить в ВУЗ необходимо обязательно в 1 раза! Иначе чем ты будешь заниматься целый год? Сидеть на нашей шее? Мы ведь столько отдали твоим репетиторам!)...
У современных детей таким путём закладывается чувство долга. Как с таким мировоззрением он станет успешным в будущем? Ответ один: никак!
Вам нравится такое предполагаемое будущее своего ребёнка? Не думаю...
Тогда вернемся в настоящее и всеми силами попытаемся не допустить типичных ошибок родителей дошкольников.
По закону каждый ребёнок имеет право идти в школу по достижению им возраста 6 лет и 6 месяцев вплоть до 8 лет. Разброс довольно большой: аж 1,5 года. И тут многие родители остаются один на один с таким непростым выбором...
Определяющие факторы
Определяя готовность к школе не стоит ориентироваться только на возраст. Необходимо учитывать несколько факторов: ориентация в пространстве, кругозор, хорошая речь, психическая зрелость, мотивация к учебе, самостоятельность.
Ориентация в пространстве и кругозор.
Первым делом ребенок должен иметь представление об окружающем его мире: ориентироваться в пространстве (лево/право, верх/низ, далеко/близко), знать времена года, названия месяцев, дни недели, ориентироваться во времени (сутки, день, вечер, понимать время по часам), интересоваться машинами, животными (дикие/домашние), растениями (дикорастущие/культурные).
Хорошая речь.
Не должно быть больших логопедических проблем: речь должна быть внятной, понятной и состоять из цельных составленных предложений. Дошкольника может составить небольшой тест по заданной теме или серии картинок. Знать наизусть песенки, небольшие стихотворения, пересказывать сказки.
Психическая зрелость и самостоятельность.
Для того, чтобы социализация прошла менее травматично, у ребёнка должны сформироваться некоторые физиологические особенности: умение владеть своим поведением, усидчивость, внимательность, терпеливость, самостоятельность.
Это не значит,что все эти факторы должны быть развиты на 100%, но чем меньше ребёнок ими владеет, тем ему сложнее.
Мотивация к учёбе.
Перед тем как отдавать ребёнка в школу многие родители начинают рассказывать о новом этапе: как выглядит школа, класс, чем там занимаются, описывают многие незнакомые предметы (парта, доска, глобус, библиотека), описывают учителя, рассказывают о новых знакомствах с одноклассниками... А если у ребёнка эти беседы не вызывают восторга, интереса и желания, то стоит задуматься о том, не рано ли? Может стоит еще один годик подождать?
В этом большом перечне не было умения читать и складывать через десяток. Почему? Как человек - практик, который обучил два первых класса хочу сказать, что это сосем не главное. Обучить чтению я смогу и сама, тем более, это обязывает рабочая программа. А вот переучить читать правильно очень сложно. Ведь часто бывает так, что чтение у ребёнка неверное: побуквенное, без понимания прочитанного. Поэтому читать учите только при огромном желании, знании методики и уверенности в верном результате.
Кто поможет сделать правильный выбор?
- Воспитатель
- Учитель на курсах подготовки к школе
- Психолог
Не стесняйтесь спрашивать совет у квалифицированных специалистов. Зла они Вам не желают и будут советовать только рациональные способы и пути решения проблем исходя из особенностей Вашего ребёнка.
Всем родителям будущих первоклассников хочется пожелать успешной социализации и успехов в обучении!
Очень хочется узнать Ваше мнение, опыт, комментарий по этой теме.