Что делать, когда на дворе лето, когда хочется бездельничать, но умом понимаешь, что пора приступать к подготовке к экзаменам, ведь время пролетит быстро, а столького не знаешь, забыл, не повторил? Что делать, если учишь (через силу), и ничего не запоминаешь?
Может быть, подумать над какой-то облегчённой программой обучения, пока каникулы?
Я предлагаю несколько возможных вариантов.
Например, посмотреть на канале "Бибигон" "Русская литература. Лекции", которые охватывают основные темы и произведения XIX и XX веков.
Другой вариант- почитать или послушать лекции писателя, литературоведа, учителя Дмитрия Быкова. Сразу оговорюсь, что Быков - фигура неоднозначная, не все принимают его взгляды, спорят с ним. Тем интереснее почитать самому. Главный совет - обращаться надо только к тем произведениям, которые ты сам хорошо знаешь: и читал, и осмысливал, и анализировал.
Не буду лукавить: сама часто слушаю лекции Быкова (предпочитаю именно аудиоформат) и новое -вернее, переосмысленное - узнаю, и старое вспоминаю, и на некоторые детали обращаю внимание заново, а чего-то раньше и не замечала.
К чему же можно обратиться? У Быкова есть несколько статей, которые помогут при выполнении заданий 9 и 16 - так называемых "сквозных тем":
"Правила сна. О снах и сновидениях в литературе", "Сторасть и власть в русской литературе", "Антиутопии XX века", "Символика еды в мировой литературе".
Из последней, например, ты узнаешь, как Чехов относился к еде, о том, что в его творчестве она имеет символический смысл. Быков мастерски раскроет это на примере рассказов "Сирена" и "Дама с собачкой". В первом - разговор судей о еде написан настолько "аппетитно", что читатель понимает важное: "все дела суда - этой бездушной бюрократией, пустотой, глупостью судебной машины - раскрываются по контрасту с едой. Тупость судебной машины противопоставлена простому обеду, в котором гораздо больше смысла и счастья".
У позднего же Чехова еда становится символом пошлости.
"Когда Гуров хочет с кем-то поговорить о своей любви, он слышит: "Осетрина-то была с душком. И эта осетрина - символ такой же протухшей, несчастной, зловонной жизни".
Еще заслуживают внимания лекции по литературоведению: "Русская новелла: от Пушкина до Горького", "Что такое романтизм ", " Что такое социалистической реализм".
Безусловно, стоит почитать или послушать статьи из цикла "Открытый урок": "Герой нашего времени" Лермонтова", "Про что "Преступление и наказание ", "Про что "Война и мир", "Про что "Мертвые души", "Что такое серебряный век".
Очень интересна задумка - "Сто лекций: русская литература XX века" (книжный вариант) и "100 книг - 100 лекций" (аудиовариант). Основная идея: один год - одна книга, лучшая, достойная, с точки зрения самого Быкова, конечно. Сам же этим и предваряет свои лекции: говорит о субъективном подходе. Впрочем, литература в любом случае субъективна (оттого и экзамен - один из самых сложных). 100 книг исключительно русских, чтобы, по словам литературоведа, "отряхнуть пыль веков" с нашей литературы.
По убеждению писателя, русская литература XX века начинается с "Молчания" Леонида Андреева 1900 года, в котором само название отражает суть и исторического периода, и культурного.
На что ты можешь обратить внимание?
Я предлагаю небольшой список, тоже составленный по годам.
- 1902. Горький "На дне" - "ночлежка Горького действительно очень похожа на Афинскую школу, где каждый развивает свою философию".
- 1904. Чехов "Вишнёвый сад" - "чеховская литература — это эпилог помещичьей эпохе, это финал и разрешение всех главных конфликтов, это реквием и это пародия. Вот что особенно важно".
- 1915. Бунин "Господин из Сан-Франциско"- рассказ о катастрофе мира вообще.
- 1920. Е. Замятин "Мы" - "Все граждане Единого Государства имеют номера, имена упразднены. Номер ― это гораздо рациональнее. В этом смысле, кстати говоря, Замятин предугадал появление знаменитого солженицынского «Щ-851», как сначала назывался «Один день Ивана Денисовича», предсказал номерную систему лагерей, вытатуированные номера в Заксенхаузене и так далее. Но, конечно, Замятин не имеет в виду, что этот мир похож на концлагерь. Это очень комфортный мир, вот что главное".
- 1945. Твардовский "Василий Теркин" - главное литературное событие года. "Русский характер - это шутка на краю могилы, перемигивание перед смертью, самый черный юмор в самых безвыходных обстоятельствах".
- 1958. Пастернак "Доктор Живаго": "почему эта странная книга стала главной в творчестве Пастернака и всей русской литературе", "это самый известный русский роман за границей".
- 1961. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" - ключевое произведение для самого писателя. Задача писателя - впервые поставить вопрос о народе. Главный герой не Иван Денисович; это повесть о приспособленце. Настоящие герои те, кто продолжает сопротивляться, "кто в лагере не ломается".
- 1966. Булгаков "Мастер и Маргарита", роман напечатан через 26 лет после смерти автора.
- 1971. Василь Быков "Сотников" - один из символов прозы 70х годов.
Да, все лекции созданы с целью популяризации русской литературы, но от этого не менее интересны и познавательны и как нельзя лучше подходят для летней "ленивой" подготовки к экзамену, чтобы не забыть усвоенное, чтобы вспомнить пройденное.