Найти в Дзене
Бродягин

Воргольские скалы и усадьба Талдыкина

Если ехать с Москвы по М4 и после Ефремова, свернуть с платки на бесплатную старую М4 до Ельца, то проехав всего лишь 37 километров вы попадёте в необычное место. Воргольские скалы. Это участок государственного заповедника «Галичья гора» и находится в Липецкой области на Среднерусской возвышенности, в центре Северо-Донского реликтового ботанического района. Он относится к памятникам природы, это своеобразный ботанический феномен. Благодаря своему нехарактерному для русской равнины горному облику, долина Воргола стала убежищем ряда растений, свойственных Альпам и Кавказу. Здесь произрастают горные папоротники, такие редкие виды как шиверекия подольская, смородина пушистая, тимьян известняковый. Фауна носит преимущественно лесной облик. Позвоночные животные довольно разнообразны и многочисленны. В реке водится уникальная популяция гольца обыкновенного — обычно эти рыбы населяют быстрые родниковые реки Европы. Из насекомых примечательны бабочка-бражник («мертвая голова») и шмели нескол

Если ехать с Москвы по М4 и после Ефремова, свернуть с платки на бесплатную старую М4 до Ельца, то проехав всего лишь 37 километров вы попадёте в необычное место. Воргольские скалы. Это участок государственного заповедника «Галичья гора» и находится в Липецкой области на Среднерусской возвышенности, в центре Северо-Донского реликтового ботанического района. Он относится к памятникам природы, это своеобразный ботанический феномен.

Благодаря своему нехарактерному для русской равнины горному облику, долина Воргола стала убежищем ряда растений, свойственных Альпам и Кавказу. Здесь произрастают горные папоротники, такие редкие виды как шиверекия подольская, смородина пушистая, тимьян известняковый. Фауна носит преимущественно лесной облик. Позвоночные животные довольно разнообразны и многочисленны. В реке водится уникальная популяция гольца обыкновенного — обычно эти рыбы населяют быстрые родниковые реки Европы. Из насекомых примечательны бабочка-бражник («мертвая голова») и шмели нескольких видов.

Заповедник был создан в 1963 году, площадь заповедника 31 га. Около недоступных скал расположены два древнерусских городища, одно из которых было центром существовавшего в древности Воргольского княжества. Высота отдельных скал достигает двадцати – двадцати пяти метров, и известны они как Воронов, Лисий, Копченый Камень, Большие Кичи.

Благодаря особенностям рельефа, территория скального массива пользуется популярностью у спортсменов-скалолазов. Высота трасс разного уровня сложности достигает 20 метров, всего имеется около 20 маршрутов. Также здесь можно прыгнуть на троллее. Сейчас в связи с эпидем. обстановкой нужно заранее согласовывать данное мероприятие. Прыгнуть можно повиснув на верёвке и плавно съехать вниз, а можно разбежаться по мостику и сигануть вниз, испытав краткий миг свободного падения. Взрыв эмоций вам обеспечен!

Где-то рядом, по не проверенным данным, строится кемпинг, его я не видел. Да и не искал, в общем-то.

Рядом со всем этим очарованием находится заброшенная усадьба Талдыкиных и стены пятиэтажной водяной мельницы. Эту усадьбу построил купец Иван Талдыкин в 1867 году, но прожил тут со своей женой недолго. Купец был богатым, но не жадным. Вместе с женой они много денег тратили на благотворительность, и принимали в своем доме разных людей. Помочь готовы были каждому, кто обратится к ним. Иван Талдыкин был человеком отзывчивым и открытым. Его любили за доброту и щедрость. И не раз предупреждали, что беспечная неосмотрительность не доведет до добра. Но он был уверен, что «за добросердечием ничего худого не последует».

И вот однажды купец стал жертвой грабителя, и этим грабителем был не случайный бродяга, а его родственник. Ивана и его жену нашли мертвыми в усадьбе 11 июня 1868 года. Убийцу отыскать оказалось делом не трудным – по оставленной им записке «Кто своих обделяет, тот не жилец» его быстро отыскали. Это был племянник Талдыкина, картежник и пьяница. Молодому человеку не нравилась излишняя расточительность дяди — тот почти все деньги раздавал нищим и беспризорникам, не выделяя ему должных, как ему казалось, средств.

Сейчас территорию усадьбы можно немного посмотреть. Она охраняется «Злыми собаками», но собаки не такие уж злые и привязаны. Охранник пускает за символическую плату, так как имение выкуплено и находится в частной собственности. При входе есть буфет и кафешка, но работают они только в летний период.