То, как ребёнок ощущает своё тело, его расположение в пространстве и нахождение других предметов относительно себя называется схемой тела. Это своего рода карта в мозге о собственном теле. Формирование схемы тела – большой пласт в развитие ребёнка.
Дело в том, что если ребёнок не ощущает границ своего тело, соответственно не понимает границ и других людей, это приносит ему дискомфорт. Малыш постоянно пытается проверить, где же его тело, а где нет?
Очень много энергии уходит на то, чтобы дополучить эти сенсорные ощущения, которые по какой-то причине ещё не сформировались. Ребёнок может с силой сжимать предметы, кидать, часто падать, врезаться в дверные проемы или мебель. Не всегда сверх повышенная активность крохи говорит о том, что у него много энергии. Это может быть и из-за не сформированности ощущения тела.
Соответственно, не понимая границ своего тела, мозг получает недостаточно информации.
Так, например, могут быть сложности с речью из-за того, что ребёнок не владеет своим языком и в целом речевым аппаратом. Позднее проблемы со схемой тела могут проявляться в непонимании счета, не умении поймать мяч. Ребёнок может избегать активных игр, не кататься на велосипеде. Либо наоборот носиться и врезаться во всё на своём пути, пытаясь компенсировать нехватку сигналов для мозга.
Как помочь ребёнку чувствовать своё тело?
Массаж
Надавливаем на части тела и называем их.
Ручки, ножки, спинка.
Купание и умывание с потешками
Проговаривайте названия частей тела, когда умываете и купаете малыша. Во время купания это вдвойне полезно, так как есть дополнительное сенсорное оущение в виде воды.
Водичка-водичка,
Умой Ване личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Изучите части тела куклы
К 1,5 годам малыши узнают части тела у кукол и других людей. Могут показывать:
Где у Ляли глаза?
Где у Ляли руки?
Где у Ляли ноги?
Привлекайте внимание с помощью наклеек
Запаситесь интересными наклейками и липучками и заинтересовывайте малыша с их помощью. Например, приклеивайте на ручку наклейку или липучку и говорите: рука.
Игра в муху
Скажите ребёнку, что ваши пальчики – это муха.
Бззз, полетела муха. Бззз, на головку села. Бзззз, на ручку села, бзззз, на ножку.
Вместо мухи может быть кто угодно, птичка, бабочка. Подберите то, что нравится именно вашему ребёнку. Летать и садиться может и игрушка.
Ладушки
Ладушки-ладушки, где были? (Берём ручки малыша в свои и хлопаем)
У бабушки!
Что ели?
Кашку!
Пили
Простоквашу.
Попили, поели.
Вжих, полетели! (Машем ручками)
На головку сели. (Кладём ручки ребёнка на его головку)
Вжих, полетели!
На животик сели и т.д.