Наш одиннадцатилетний сосед Саша откликнулся на мой недавний призыв в статье о поездке в Каркасон и поделился своими впечатлениями от игры «Каркассон». Он рассказал, что 2 года назад стал фанатом игры «Каркассон». Более того, он признался, что предпочёл наделить некоторых персонажей ролями, характерными для персонажей компьютерных игр. Такой вот сложился у него креативный подход к любимой игре, вышедшей в серии «Лучшие игры мира».
Автору стратегической игры «Каркассон» Клаусу-Юргену Вреде удалось разработать понятные и последовательные правила к ней. Созданная в начале нынешнего века, она разошлась по миру, включая приложения к ней, в количестве более 10 миллионов экземпляров.
Рассмотрим базовый вариант игры. Правила к нему изложены на 4-х страницах формата А4 петитом, с подробными картинками. Количество игроков − от 2-х до 5-ти, в возрасте от 8-ми лет. В комплект входят 72 квадрата с ландшафтами, карта со шкалой для подсчёта очков и цветные деревянные фишки в форме человечков.
Цель игры – выложив «географическую карту», завоевать новые земли в средневековой французской провинции (строя города, основывая монастыри, прокладывая дороги и занимая поля под пахоту). И главное, расположить на них своих подданных. Трон правителя замка Каркассон достанется тому, кто победит соперников.
Чтобы подготовиться к игре, нужно расположить начальный квадрат с особой рубашкой другого цвета со светлой буквой «К» в середине стола.
Все остальные квадраты перемешиваются и помещаются рубашкой вверх в отдельном месте. На край стола кладётся специальная шкала для подсчёта очков с 1 фишкой на нуле от каждого игрока.
Каждый игрок берёт себе 7 фишек одного цвета. Игроки ходят по очереди. Каждый ход протекает по одной и той же схеме. Игрок тянет один из закрытых квадратов и присоединяет его к уже выложенным на стол квадратам. Новый квадрат должен соприкасаться с квадратом на столе хотя бы одной стороной. В месте соприкосновения сторон все дороги должны переходить в дороги, поля – в поля, а стены городов – в города.
Можно поместить свою фишку на только что выложенный квадрат. Эта фишка должна быть взята из вашего запаса. Если все ваши фишки располагаются на карте, вы не можете поместить фишку, пока хотя бы одна из них не вернётся в ваш запас по итогам подсчёта очков. Кроме того, вы не можете поместить свою фишку на дорогу, в город или поле, если на этих же дороге, городе, поле уже находится чья-то фишка (ваша или соперника). Однако в тех случаях, когда фигурка была выставлена на участок до того, как он соединился с другим участком в единое целое, там может быть выставлено несколько фишек – ваших или соперника.
При невозможности выложить квадрат из стопки по правилам, его сбрасывают и берут другой. Соперники могут дать полезный совет, если вы просто не заметили, куда можно выложить этот квадрат.
В зависимости от того, на какой части квадрата стоит фигурка, она может приобретать разный статус: в городе – рыцарь; на дороге – разбойник; в поле – крестьянин (можно поставить на любое из полей); в монастыре – монах.
Если новый квадрат привёл к завершению дороги, города или монастыря, можно предварительно подсчитывать очки.
Игра заканчивается, когда к карте будет присоединён последний оставшийся квадрат. Общий подсчёт очков производится с помощью продвижения фишки каждого игрока по шкале специальной карты. Для каждой игровой ситуации даётся разное количество очков, поэтому подсчёт очков – непростая калькуляция.
Одним словом, «Каркассон» − увлекательное путешествие «пешком» в историю и географию средневекового мироустройства.