В предыдущей статье я рассказывала, как мы начали заниматься английским с ребёнком дома. До этого у меня никакого опыта преподавания самым маленьким не было, и методики как таковой тоже нет. Поэтому некоторые вещи, которые выдаёт четырёхлетний ученик, меня прямо удивляют !
Но, возможно, это как раз всё нормально для такого возраста. Если у вас есть опыт с такими маленькими учениками, пожалуйста, делитесь !!! Очень интересно было бы узнать, как это происходит у других.
Первое, что удивляет – прямо-таки ненасытное желание знать много слов. Ага, но только по интересным тематикам. В нашем случае это – животные, птицы, природные зоны … одним словом, курс «Природоведение» как он есть. А вот малоинтересное – то ли не задерживается в памяти, то ли в пассивном запасе болтается. В таком возрасте, конечно, ни о каких тестах речи не идёт – поэтому неизвестно.
Когда ученику второго-третьего класса в школьном учебнике попадаются слова чуть «в сторону» от накатанного, какой-нибудь напёрсток, к примеру, или утконос – это вызывает возмущение. Я, причём, всегда на стороне учеников в этом вопросе. Ведь нужно освоить совершенно незнакомый язык с нуля, а освоить, на мой взгляд – это научиться говорить, мысли свои выражать. Поэтому структуры, выражения и еще раз активные структуры. А словарное наполнение – для начала только базовое. А потом уже расширяем с учётом интересов каждого ученика. Засесть в самом начале изучения с километровыми списками домашних предметов, птиц, насекомых и тому подобных шестерёнок мне бы и в голову не пришло.
У четырёхлетнего, однако, вопрос не встаёт – учить или не учить. Вопрос встаёт немножко другой – а как будет на английском «выпь» ? А «колосок» как ? А как будет «желудь» ? Спасибо детской любознательности, теперь и я все эти слова усвоила …
Читала раньше, что только в детском возрасте возможно самое полное усвоение словарного запаса … прямо оскорблялась ведь. Это что ж, получается, раз я с 16 лет язык учу – у меня словарный запас плохой ? Ну вот, обидели. А сейчас вижу, как это происходит у дошкольника – и ведь, пожалуй, что-то в этом есть … Им-то чего, маленьким, запоминают потихоньку свои колоски, им же не надо одновременно с колосками еще и модернизации с глобализациями учить. Всему своё время.
А второй момент, ну очень для меня неожиданный – вольность в обращении с грамматикой. Причём, вольность – не значит, что грамматика нарушается. Как раз наоборот ! Всё учится как бы целиком, по факту, но в результате – ошибок типа «s» в конце глагола – нет. Грамматика усваивается все всяких школьных логик … я вот ни разу не видела, чтобы Past Simple появился в учебнике раньше, чем Present Simple, а неправильные глаголы – раньше правильных. Но если послушать, как ребёнок озвучивает свои игры, получается странная вещь ! Неправильные глаголы для неё оказались самой важной частью речи в активе. Хотя, если подумать – ведь всё логично. Вот идёт игра, вот кто-то куда-то пошёл, что-то там нашёл, где-то застрял … о, это «застрял» !!! Got stuck – определённо одно из самых любимых слов … А потом лиса прибежала, а потом волк примёрз, и тд и тп. Игра идёт, сюжет развивается. Ребёнок пока не в курсе, что неправильные глаголы – это трудно, поэтому мы их брать не будем, ведь рано же … Поэтому сейчас, находясь в другом конце комнаты, я примерно понимаю на слух – что за игровое действие разворачивается. Кто, что и куда в конце концов.
И еще один момент, которого не видно у школьников – это тот же элемент вольности в применении уже освоенных правил. Правилами крутят так и эдак, применяют их к русским словам, просто для того, чтобы потом посмеяться и сказать, что в русском-то так не надо. Мне бы в голову не пришло сказать, что у мышки – «лапс». То есть, лапки. Или насочинять десять названий неопознанных ягод просто по принципу, что раз есть gooseberry – хорошо, пусть у каждого животного будет по ягоде. При этом, всё это воспринимается именно как баловство. Читала как-то, опять же, про русский язык, что если ребёнок нарочно нарушает правила и сам же обсмеивает это дело – значит, правило усвоил. Ну, будем надеяться.
Одним словом, это всё очень неожиданно и интересно … как же сильно отличаются детишки в разном возрасте. Вот пока не столкнулась – даже и не подозревала.