Найти тему
СМИ по миру!

Риск банкротств навис над каждым третьим российским предприятием?

Упадок в экономике в первой половине года привел к тому , что в январе-мае 2020-го более тридцати процентов российских компаний (36%) работали себе в убыток . Как следует из данных Росстата, суммарная чистая прибыль организаций, если не принимать во внимание малое предпринимательство , банки, страховщиков и муниципальные компании , сократилась на 51,6%, до 3,246 триллиона рублей. Прибыль в 5,873 триллиона получили 34,3 тысячи организаций, а убыток в 2,627 триллиона — 19,3 тысячи .

Оказалось , что сильнее всего пострадали компании , связанные с добычей полезных ископаемых. Убытки нефтегазовых компаний выросли в 8,6 раз из-за понижения спроса и резкого падения цен на энергоносители из-за «коронакризиса». Убытки обрабатывающего сектора выросли в 2,7 раз из-за нерабочих дней в апреле-мае и изоляции сотрудников . Оптовая и розничная торговля из-за карантина и самоизоляции нарастила убытки в 2,8 раз .

Еще одной отраслью экономики, которая получила травмы в первом полугодии сильнее всего , прогнозируемо стала сфера услуг . Однако многие компании в ней относятся к малому бизнесу, который не включен в статистику Росстата. И, как считают специалисты , в ближайшие месяцы их положение вряд ли принципно улучшится, так как они находятся в зависимости , прежде всего , от благосостояния жителей , которое также заметно упало .

По данным Росстата, во втором квартале 2020 года реальные располагаемые доходы россиян упали на 8%, что стало максимумом с начала 2013 года .

Все это говорит о том , что российский бизнес может ждать череда банкротств. Правда , некоторые специалисты считают, что крупным фирмам , как обычно , не даст разориться государство . Что касается малого и среднего бизнеса, там вопрос может быть решен перепродажей или просто закрытием предприятия .

Тем не менее , как объяснил экономист , ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников риск банкротств на российском рынке весьма может быть отложенным, так как в предыдущие месяцы фирмы выручали отсрочки по кредитам и арендным выплатам, предоставленные правительством. Однако когда период отсрочки завершится , долги нужно будет отдавать , а если спрос не восстановится, сделать это будет проблематично .

По словам эксперта , сейчас риск банкротств навис над каждым третьим российским предприятием. Перед правительством стоит затруднительный выбор — снова выручать компании или разрешить рынку пройти процесс очищения , естественным образом избавившись от неэффективных компаний . Судя по тому , что сейчас Минэкономразвития разрабатывает поправки по упрощению процедуры раззорения , возможно , решено было пойти по второму пути .

— Статистика чистых финансовых итогов , хотя и носит запаздывающий характер , весьма репрезентативна для свойства состояния экономики, — говорит Никита Масленников.- Речь идет о главнейшем источнике для инвестиций . Исторически прибыль компаний формирует у нас свыше 60% всех источников для финансирования финансовложений . Доля банковского кредита в них колеблется от 8 до 12%. Доля бюджетных средств — от 20% и выше . Все остальное — это самофинансирование, то есть прибыль компаний . Когда она сокращается, трудно говорить об вкладывательном спросе.

Данные Росстата демонстрируют , что если сравнить темпы падения доходы организаций за январь-апрель и за пять месяцев, с учетом мая, когда экономика вроде бы начала раскрываться , эти итоги почти не различаются . Сокращение прибыли остается стабильным . При этом рост числа бесприбыльных компаний на лицо . Убытки съели почти половину прибыли , и это уже серьезно . Это показатель того , что многие присутствуют на грани банкротства и в состоянии сильной неплатежеспособности.

И этот риск пока что еще не реализовался до конца . Степень его реализации будет зависеть от того , как будет возрождаться бизнес , контрагенты, поставщики, продажи и так далее . Если подсчитывать оценки и опросы Торгово-промышленной палаты и других организаций, под риском банкротства сейчас распологается каждая третья фирма . Так коммерсанты оценивают себя сами , прежде всего , промышленники и представители торговли.

Все , что касается сферы услуг — разного роза фитнесов, салонов и прочего , еще хуже . Там могут не открыться или не восстановить свою работу на минувшем уровне до 70% компаний . По статистике компании «Эвотор», которая отслеживает динамику кассовых чеков, до сих пор не восстановилось 29% предприятий малого и среднего бизнеса из сферы торговли и услуг .

Оттого угроза банкротства довольно серьезная . В связи с этим Минэкономразвития внесло в правительство целый ряд предложений по реформированию института банкротства . Ожидаются довольно серьезные перемены в соответствующем законопроекте.

Это сокращение важных процедур, в том числе таких , как наружное правление и финансовое выздоровление . Резко сокращается также срок работы компаний-банкротов. Они должны будут прервать деятельность через 9 месяцев после открытия конкурсного производства . Кредиторы могут утвердить другое решение , но тогда они берут на себя и все денежные риски .

Все это дает возможность фирмам достаточно гибко выкручиваться из сложной ситуации , идя на договор с кредиторами, например , о смене владельца . Последнее хорошо для сохранения рабочих мест .

Полагаю , эти предложения будут осмотрены уже на ближайшем заседании правительства, потому что в осень нужно входить с некоей определенностью в этом вопросе . Более действенная для экономики операция банкротств для нас сейчас крайне принципиальна , чтобы понизить риск неплатежеспособности. На нынешний день он высок и пока не понижается .

— То есть власти приняли решение не спасать фирмы , а просто быстро дать им прогореть ?

— Смысл этого закона даже не в том , чтобы быстро все прикрыть , а в том , чтобы облегчить процедуру и дать большую свободу кредиторам в заключении вопроса компании-должника. Очень часто достаточно сменить неэффективного владельца и оставить компанию функционировать с новым менеджментом, чтобы она выпутывалась из ситуации .

В случае упрощения процедуры раззорения на смену торгам на поднятие придут голландские аукционы с плавающим ценообразованием. Такие торги должны вести довольно быстро , потому что каждая последующая сессия ведет к снижению цены . Это намного все упрощает. Предложения Минэкономразвития приближают нас к практике банкротств, принятых в развитых экономиках. До сих пор в этом проекте мы основательно отставали.

— Но выдержит ли экономика такую волну банкротств?

— Мнение профессионалов и лиц, принимающих политические заключения , на этот счет различаются . Обычно банкротств опасаются , потому что случается резкий всплеск числа безработных, на рынке образуются потери предложения тех или иных товаров , что будет отражаться на ценах и так далее . Отчасти правда в этих рисках есть .

С другой стороны, за крайние десятилетия у нас ни один из кризисов не выполнил своей исторической миссии — исключение с рынка неэффективных компаний . Я приверженец того , что лучше один раз испытать на себе эту боль , и потом двигаться дальше .

Можно соотнести это с визитом к дантисту . Да , это досадно , может быть больно , может появиться флюс , но зато потом , по крайней мере, на пару лет зубы у вас не будут болеть . Тем более что врач вкалывает обезболивающее. В нашем случае — это те самые исправления к законодательству о банкротствах.

Сама операция банкротства нашей экономике нужна . Цифры демонстрируют , что бесприбыльных компаний у нас 19 с лишним тысяч , а выгодных — более 34 тысяч . Значит , кто-то в условиях шока может действовать нормально , а кто-то категорически не способен .

Сейчас мы оказались на эпохальный развилке — опять мы пойдем по старому пути , не касаясь компании , потому что это страшно и могут появиться тяжелые социальные последствия , или же разрешим риску осуществиться , предельно его обезболив, чтобы экономика выздоровела и стала свободной от неэффективных производств.

Завод-то может функционировать в любых условиях , но кто-то делает это эффективно , а кто-то — с обратным знаком . И гарантии того , что они начнут приносить прибыль после упадка , нет . Скопление бесприбыльных предприятий настятельно просит нешуточного анализа. Мне думается , что лучше решить этот вопрос и выдернуть больной зуб , вместо того , чтобы годами ополаскивать его шалфеем.

Если наш контент для вас приемлем, не пожалейте лайк за наши труды, если есть вопросы с удовольствием ответим на них в комментариях, подписывайтесь на наш канал мы рады вам!