Найти в Дзене
Старый служака

Про бесплатные полеты.

Ил-76, Ми-26 и Ми-8 уже несколько десятилетий продолжают оставаться "рабочими лошадками" сухопутных войск нашей армии во всех последних войнах и конфликтах. Довелось и мне полетать пассажиром на этих машинах во время службы. Впервые в жизни я полетел на самолете в 1998 году, когда был срочником и направлялся к новому месту службы. И этим самолетом был ИЛ-76 4-й Воздушной Армии Северо-Кавказского военного округа. Он должен был доставить меня и моего товарища из Ростова-на-Дону в Грузию. Тогда еще там тоже стояли наши военные базы. Надо сказать, что вылет наш очень долго откладывался. Около двух-трех недель мы вдвоем загорали под летним солнцем на бетонке аэродрома. Причины отмены вылета каждый день были разные. То нет топлива, то нет пилотов, то нет погоды, то нет "добра" от грузин на пролет. Однажды в Персидском заливе упал такой же самолет, в результате все полеты ИЛ-76 запретили до выяснения причин падения того самолета... В конце концов нам обьявили, что мы полетим в Армению, а оттуда уже автотранспортом нас перекинут в Грузию.

Кроме того, мы узнали, что полетим в самолете вместе с огромным запасом продовольствия для наших войск и для ускорения вылета мы будем учавствовать в погрузке его в самолет. Мы конечно помогли. Перегружали из грузовиков мешки с мукой, сахаром, крупами, ящики с тушенкой и сгущенкой и многое другое. Нам с товарищем торжественно вручили за это по банке тушенки и сгущенки. Мы были очень рады. Но главная радость ждала нас впереди. Честно говоря, когда я случайно увидел покрышки колес шасси, я был испуган. Они были лысые, местами протертые до корда. Когда мы наконец взлетели, я с другом не отрываясь смотрели в иллюминатор. И кто-то из экипажа позвал нас обоих в кабину пилотов, посмотреть на землю с высоты. Вид из кабины ИЛ-76 незабываемый! И главное - бесплатно!

Второй мой полет на этом самолете я совершил улетая домой в конце службы, с аэродрома Вазиани в Грузии на аэродром Чкаловский в Москве. В этот раз я был болен ОРЗ и кажется гайморитом. На высоте я испытывал сильные боли в лице. Вообще во время полета на этом самолете не покидало ощущение что это воздушный грузовик. В самолете летели много "дембелей", отпускники с семьями, командированные и еще "импортный" джип, который закатили в самолет перед самым взлетом. Но главное - бесплатно!

А на вертолете Ми-8 я полетал уже во время службы в Чечне. Во второй кампании. На душе было тревожно от того, что вертолеты часто выглядели ужасно старыми. И в полете казалось, что вот-вот могут сбить его с земли. Но ведь бесплатно же...

-2

Вообще, в то время, а это были 90-е и начало 2000-х годов, на мой взгляд оснащенность армии новой техникой была очень слабой. Нам, военным казалось, что нас забыли. В частях МО РФ техника была старой и изношенной, много было машин, заставших еще Афганистан. В МЧС, которым тогда командовал Шойгу, все было новое. Особенно техника. Новые камазы и Уралы, уазы и лендроверы, вертолеты и самолеты. На втором месте по этим показателям, по общему мнению военных были внутренние войска.

Ну и не могу не вспомнить про полеты на Ми-26 ("корова") в Чечне.

-3

Добираясь из Моздока в Ханкалу, довелось полетать на нем. Летели весело, как в автобусе - стоя. Времена были лихие. Попасть на борт можно было за магарыч (бутылка водки). Но чаще - бесплатно..... Часто бывал перегруз. Все равно летали. Когда не было полетов по нескольку дней из-за плохой погоды, на пересыльном пункте скапливалось много людей. И как только небо открывалось, толпы начинали штурмовать вертолеты...

Сейчас же, уверен, армия выглядит более чем достойно. Новые образцы техники поступают регулярно. Да и авиация наша стала выглядеть новее.

Если понравилась статья, читайте другие статьи на моем канале, подпишитесь на канал и ставьте класс!