Найти в Дзене
Андрей Ковалев

Куда «катится» груз? Накатные суда – ролкеры.

-2
Данная публикация является продолжением серии статей, знакомящих с типами морских судов.

Прообраз судна типа ролкер появился в годы второй мировой войны для десантных операций. Большой плюс таких судов - возможность погрузки колесной техники практически на любом причале.

Есть мнение, что пионерами в использовании ролкеров выступила датская компания «DFDS» в конце 60-х годов двадцатого века. Поначалу такие суда вызвали определенное недоверие судовладельцев.

Но очевидные преимущества при погрузке –выгрузке сыграли свою роль, и ролкеры довольно быстро вышли на первые позиции в морских перевозках.

Серьезное коммерческое использование накатных судов началось с семидесятых годов двадцатого века.

Накатное судно - судно, специально предназначенное для перевозки различной колесной техники (автомобилей, железнодорожного подвижного состава, гусеничной техники, трейлеров с грузом и без груза), грузовые операции на котором производятся преимущественно горизонтальным способом - накатом. Так определяет этот вид судов Российский морской регистр судоходства.

Накатные суда разделяются на несколько типов:

Суда типа Ро-Ро (от англ. : roll on-roll off-закатывать и выкатывать) - суда с горизонтальным способом погрузки.

Ролкер
Ролкер

Суда этого типа используются в основном для перевозки накатной (колесной) техники: грузовых и легковых автомобилей, строительной и дорожной техники, ролл-трейлеров и грузов на европаллетах, которые завозятся на грузовые палубы ролкера вилочными погрузчиками.

Они оснащены кормовой или боковой аппарелью (рампой), которая кладется на причал и через нее колесная техника заезжает на судно. Это очень удобно, поскольку не нужен специальный причал для погрузки на эти суда (листаем фото вправо).

На некоторых типах судов ро-ро еще перевозятся контейнеры на верхней палубе. В зависимости от размеров судна от 200 до 600 TEU (двадцатифутовых контейнеров).

Ролкер с контейнерами на палубе
Ролкер с контейнерами на палубе

На ролкерах часто есть свой небольшой парк, если можно так выразиться, специальной погрузочной техники: вилочные погрузчики, тягачи для ролл-трейлеров.

Во времена Советского Союза суда такого типа широко использовались в советских пароходных компаниях. Я хорошо помню такие известные серии, как «механики» («Механик Евграфов»), «скульпторы» («Скульптор Коненков», «инженеры» («Инженер Мачульский») и ролкеры типа «Магнитогорск», «Смоленск», «Анатолий Васильев». Эти суда ходили во все порты мира (листаем фото вправо).

Длина этих типов ролкеров варьировалась от 134 до 205 метров. По тем временам суда были довольно скоростные, от 18 до 21 узла (33-39 км/час). К сожалению, многие из этих судов уже утилизированы. А ролкеры были славные, ходили и в Америку, Канаду, Новую Зеландию и Австралию. Не говоря уже о Европе.

К этой группе я бы еще добавил так называемые car carriers –чистые автомобилевозы. Это современные суда, с аэродинамичными обводами корпуса и рубки, перевозящие исключительно автомобили.

Судно - автомобилевоз
Судно - автомобилевоз

Суда типа Ро-Ло (от англ. ro-lo: roll on-lift off-закатывать-снимать) – суда с горизонтальным и вертикальным (традиционным) способом погрузки/выгрузки. Тоже очень распространенный тип судов. Была известная серия таких судов типа «Астрахань». У этих судов неплохая мореходность. Несколько судов этого типа ходят на Америку.

Судно Ро-Ло
Судно Ро-Ло

Суда типа ро-флоу-это суда, которые перевозят грузы на специальных баржах (лихтерах), с частичным притоплением. Но, по-моему, они не нашли большого применения. Возможно, я ошибаюсь.

Судно Ро-Флоу
Судно Ро-Флоу

Автопассажирские паромы также относятся к накатному типу судов, потому что автотехника на них заезжает также через кормовые или носовые аппарели (рампы). В зависимости от размеров автомобильной палубы, так называемой car-deck, могут принять на борт от 100 до 600 легковых автомобилей.

Автопассажирский паром
Автопассажирский паром

Железнодорожные паромы, которые перевозят различные вагоны. Обычные грузовые вагоны, цистерны и пр. Берут обычно до ста с лишним вагонов. У них на грузовой палубе есть жд пути, которые стыкуются со специальными береговыми автомобильно-железнодорожными комплексами. Как правило, железнодорожные паромы являются чисто грузовыми судами, т.е. перевозят не более двенадцати пассажиров. Один минус этих судов-для них нужны специальные комплексы с жд путями и стыковочным оборудованием. Таких паромно-железнодорожных комплексов не очень много.

Ну вот и разобрались с накатными судами – ролкерами.

Спасибо, за прочтение! В отдельных статьях я подробно расскажу про другие #типысудов , их особенностях, размерах, грузовместимости и прочим интересным деталям.

-12

Читайте на канале:
Летающий по волнам. Барк «Крузенштерн».
Почти 200 лет "Бюро Веритас" предоставляет объективную информацию о судах
Нужен ли России свой морской пассажирский флот?