Примета времени: выставку сначала открыли онлайан, в марте, когда все угрюмо сидели по домам, а вот теперь все работы можно увидеть вживую. «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина». Масштабно и с любовью. Чудесный Пушкинский радует, как всегда.
Почти двести работ, практически все – шедевры. Первый – «Воскрешение Лазаря» Дюрера. Христос в центре, к нему обращены взгляды, вместо радости – смятение, испуг, страх. Чудо явлено – как его принять? Рядом фарисеи, один злобится, другой – само недоверие.
Представлен Рембрандт – когда теперь попадём в Амстердам? А тут вот, пожалуйста.
Единственный в российских музейных собраниях рисунок ван Гога – «Портрет молодой девушки (Мусме)» украшает афишу на фасаде музея. Мусме – это прозвище, которое ван Гог дал позировавшей ему девушке, так в Японии называли юных помощниц.
В Белом зале – рисунки мастеров двадцатого столетия. Много русских – Ларионов, Гончарова, Филонов, Дейнека… Для тех, кто Малевича знает только по «Чёрному квадрату», художник откроется с неожиданной стороны.
«Мужчина с козами» Марка Шагала – детское восприятие мира. Гармония простоты и милосердия до триумфа рационального.
Моделью для «Женского портрета» Матисса стала Лидия Делекторская, его друг и секретарь. Ещё один русский след в мировом искусстве.
Взрывной Пикассо. Бешеная энергетика. Посмотреть и тут же отойти невозможно.
«Загородная прогулка» написана Леже в 1954-м. Похоже, он на пятьдесят, на шестьдесят лет вперёд заглянул.
Неожиданные сопоставления очень несхожих художников. Богатство приёмов, переходы из одной традиции в другую. Музейщики говорят: отобрали самое лучшее. Зрители подтверждают: так и есть.