1. (1) То, что люди после посещения храмов, лакания «крови Христовой» общей «лжицей» из общей лохани, целования одной иконы многими губами, тесного примыкания плечом к плечу в храме усиленно заболевают всякими вирусными и антивирусными (касперскими!) напастями; (2) то, что монахи и монахини, люди веры Христовой, болеют целыми монастырями и половину братии или сестринства отвозят не на молебен, а в госпитали; (3) то, что архимандриты вымирают как археоптериксы, — свидетельствует о двух обстоятельствах. (1) О недостаточности веры в верующих, люди плохо веруют. (2) О недостаточности Бога в мире, Бог плохо спасает.
2. Поскольку нет целого ни от людей, ни от Бога, то имеют место несомненно дробные величины как от людей, так и от Бога. Величины, которые так или иначе могут быть измерены. А поскольку они неустойчивы, меняются со временем и пространством, мы можем констатировать несомненную эмпиричность веры людей в Бога и эмпиричность присутствия Бога в мире. Тогда вера и Бог — это природные и социальные факторы, которые следует изучать натуральными и социальными методами, чтобы впоследствии натурально и социально воздействовать на них, способствуя или их распространению до целого или истреблению до нуля.
3. Кстати и известное выражение «В окопах нет атеистов!» свидетельствует не о вере окопных людей в Бога Отца своего, Бога Авраама, Бога Исаака и Бога Иакова. Атеисту перекреститься в окопах, поцеловать крестик, который он нацепил на себя перед тем, как пойти в окопы и начать отстреливаться от наступающего врага, вознести молитву Богу, — значит исповедовать спешное обрядоверие, которым скорострельный верующий готов заплатить за сохранение своей жизни и которое к вере в Бога имеет такое же отношение, как и к вере в идола или в доску, на которой написана икона. Идол и есть Бог в натуральном виде, а доска пропиталась святостью, святость с неё аж капает. Как же в идола или в доску не верить даже атеисту! Тем более, что атеист, элегантный как афроамериканский рояль, в окопах и вот-вот может быть подстрелен врагом…
Так верить — это, примерно, как женщине верить в то, что она со спины очень похожа на Джоконду. И радоваться этому обстоятельству, как, не без лёгкой самоиронии, радовалась мадам Кокильон, героиня С. Н. Гаррель в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли» (реж. М. А. Швейцер, 1975).
4. Начните болеть или отправьтесь на войну, и Бог вам себя ещё покажет!
2020.07.03.
Первопубликация: https://www.facebook.com/notes/ti-bin/4639-археоптериксы-наших-дней/162784828622967/