Найти тему

Ненастоящее богослужение

Недавно у меня с одним человеком произошел занятный диалог.

Пара слов о ситуации.

К нам в небольшой сельский храм на службу пришли две девушки, чтобы помолиться об успешной сдаче экзамена.

– Эх, вот бы показать им настоящее богослужение! - после службы сказал мне этот человек.

– А у нас не настоящее?

– Нет, я не о том. Чтоб в храме красиво было, хор торжественный и много прихожан! Чтобы они почувствовали благодать.

Поговорив немного на эту тему, к пониманию мы так и не пришли.

Этот разговор мне прочно засел в память и беспокоил меня.

Как же так?

Истории о том, как служили Литургию в нацистских концлагерях, советских лагерях и тюрьмах навсегда врезаются в память и в сердце.

(В конце статьи я прикреплю ссылки, где можно прочесть об этом).

Там, порой, не шло речи даже об элементарно необходимых для совершения богослужения предметах.

Христос же сказал:
"где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20)

Литургия объединяет верующих по всему миру, независимо от того, служится она в чистом поле, в маленьком временном вагончике или в кафедральном соборе.

Если рассуждать дальше, то в разных странах православные вообще служат на разных языках, надевают разные одежды, даже ведут себя в храме по-разному.

Разве это значит, что где-то служба благодатная и настоящая, а где-то нет?

Не загоняем ли мы себя в ненужные рамки?

Самое главное, что есть в нашей Церкви – это Христос.

А все красивые, благолепные, традиционные, но необязательные атрибуты могут лишь обрамлять нашу церковную жизнь, но никак не становиться ее центром.

Таким, что без всего этого и скучно, и грустно, и служба уже не та, и благодати нет.

Христос посреди нас!