Недавно у меня с одним человеком произошел занятный диалог.
Пара слов о ситуации.
К нам в небольшой сельский храм на службу пришли две девушки, чтобы помолиться об успешной сдаче экзамена.
– Эх, вот бы показать им настоящее богослужение! - после службы сказал мне этот человек.
– А у нас не настоящее?
– Нет, я не о том. Чтоб в храме красиво было, хор торжественный и много прихожан! Чтобы они почувствовали благодать.
Поговорив немного на эту тему, к пониманию мы так и не пришли.
Этот разговор мне прочно засел в память и беспокоил меня.
Как же так?
Истории о том, как служили Литургию в нацистских концлагерях, советских лагерях и тюрьмах навсегда врезаются в память и в сердце.
(В конце статьи я прикреплю ссылки, где можно прочесть об этом).
Там, порой, не шло речи даже об элементарно необходимых для совершения богослужения предметах.
Христос же сказал:
"где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20)
Литургия объединяет верующих по всему миру, независимо от того, служится она в чистом поле, в маленьком временном вагончике или в кафедральном соборе.
Если рассуждать дальше, то в разных странах православные вообще служат на разных языках, надевают разные одежды, даже ведут себя в храме по-разному.
Разве это значит, что где-то служба благодатная и настоящая, а где-то нет?
Не загоняем ли мы себя в ненужные рамки?
Самое главное, что есть в нашей Церкви – это Христос.
А все красивые, благолепные, традиционные, но необязательные атрибуты могут лишь обрамлять нашу церковную жизнь, но никак не становиться ее центром.
Таким, что без всего этого и скучно, и грустно, и служба уже не та, и благодати нет.
Христос посреди нас!