Русский художник Виктор Михайлович Васнецов известен более всего как художник-сказочник, но мало кто знает о других его талантах. Скромный и застенчивый в жизни был совершенно другим в творчестве. Он смело брался за разные направления искусства и пытался объединить их общим стилем, основанным на русском характере, фольклоре, старинных преданиях.
Васнецов в ранние годы
Значительное влияние на творчество будущего живописца оказали условия его детства и юности. Земной путь Виктора Васнецова начался в Вятской губернии в 1848 году. Мальчик родился вторым из шестерых братьев.
В селе Рябово, где жила семья Васнецовых, природа впечатляла необычайной красотой, и отец-священник учил сыновей видеть эту красоту: бродил с ними по бескрайним полям, лесам, вдоль извилистых рек, слушал пение птиц и наслаждался ароматом луговых трав. Любовался с детьми звездным небом и рассказывал о звездах, созвездиях и строении Вселенной.
Рос Витя Васнецов в окружении простого деревенского люда, среди которого было немало мастеров и мастериц, разрисовывавших игрушки, посуду, мебель. Ему на всю жизнь запомнились деревенские песни, былины и сказки – он часто слушал их на печи под треск лучины, но больше всего мальчику нравилось рисовать.
Отец Виктора Васнецова видел в сыне священника и отправил его учиться в духовное училище в возрасте 10 лет. Затем была учеба в семинарии, которую юноша не закончил – тяга к рисованию взяла свое и, получив благословение отца, Виктор уезжает в Санкт-Петербург, где с первой попытки поступает в Академию художеств. Но из-за скромности своего характера узнает он об этом только через год, во время попытки поступить повторно.
Картины Васнецова
Первые картины Васнецова написаны в стиле художников-передвижников и посвящены нелегкой жизни простых людей. Дар художника-сказочника разбудила в мастере хранительница духа старины Москва, куда он переехал с семьей в 1878 году. Там Васнецов полностью оставляет бытовой жанр и первым из русских художников обращается к народному фольклору, любимому с самого детства: сказкам, былинам, песням.
Одним из первых на талант Васнецова обращает внимание любитель искусства того времени, меценат Савва Мамонтов. Он попросил молодого художника написать картину для центрального вокзала Донецкой каменноугольной железной дороги, построенной Мамонтовым. Так появился «Ковер-самолет». Картина иллюстрировала мечту человека о полете, свободе передвижения, но не была оценена принимающими из-за чрезмерной сказочности и украсила не вокзал, а столовую Мамонтова.
Виктор Михайлович был участником Абрамцевского кружка и много времени проводил в усадьбе Мамонтова в селе Абрамцево. Здесь родилась картина «Аленушка», навеянная живописными окрестностями, отраженными на многих картинах художника.
В 1898 году появилась знаменитая картина «Богатыри» Васнецова. С первого карандашного наброска в 1871 году до завершения работы прошло более 20 лет. На картине встретились три героя русских былин, в чьих образах отражены все духовные и физические качества русского народа. Васнецов писал богатырей с простых людей, друзей и даже родственников.
Картины Виктора Михайловича Васнецова много десятилетий пользуются заслуженной известностью и любовью – в Третьяковской галерее в зале с его картинами всегда полно и взрослых, и маленьких зрителей.
«Красота составляет основу всех форм мироздания» – так Васнецов определял формулу своей живописи.
Васнецов-иконописец
Немногие знают, что Виктор Михайлович Васнецов расписывал храмы. Самое главное его творение – роспись Владимирского кафедрального собора в Киеве. Перед началом работ Васнецов изучил не только древнерусское искусство, но и картины мастеров эпохи Возрождения и византийские мозаики для чего специально ездил в Италию.
На создание 15 композиций, 30 отдельных фигур и роспись более 2000 квадратных метров стен ушло более 10 лет.
Однажды Виктор Михайлович даже упал с лесов с большой высоты, но «Господь сохранил», как говорил сам художник. Во Владимирском соборе кисти Васнецова принадлежит центральное изображение Богоматери с Младенцем на запрестольной стене и образ Иисуса Христа на плафоне главного купола.
Религиозная живопись мастера до сих пор украшает Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево, а также за храмы за границей – в Софии и Дармштадте. К сожалению, не сохранились мозаики собора Александра Невского в Варшаве.
Васнецов-архитектор
Художник оставил свой след и в архитектуре. В усадьбе Мамонтова в Абрамцево по его эскизам построены церковь и необычная беседка в виде избушки на курьих ножках. Всем известный фасад Третьяковской галереи тоже выполнен по эскизам Васнецова.
«Теремок» – так называют москвичи сказочный дом-музей мастера в Москве, притаившийся среди новостроек. Виктор Михайлович спроектировал его с большой любовью в старорусском стиле. Вся мебель в доме тоже выполнена по его эскизам.
Васнецов – декоратор и иллюстратор
Васнецов очень любил театр, и даже сыграл роль Деда Мороза в сказке А. Н. Островского «Снегурочка», поставленной в домашнем театре Саввы Мамонтова. В Третьяковской галерее хранятся его эскизы костюмов и декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», а в доме-музее – эскизы декораций к опере А. С. Даргомыжского «Русалка».
Как иллюстратор Васнецов проявил себя в сборнике произведений А. С. Пушкина, выпущенного к 100-летнему юбилею поэта, куда вошли «Песнь о Вещем Олеге», «Русалка», «Сказка о царе Салтане». Замечательные эмоциональные иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова точно передают атмосферу поэмы.
Умер Виктор Васнецов в Москве 23 июля 1926 года, работая над портретом ученика и друга М. Нестерова.
Автор: Родион Творогин
Рекомендуем также: