8 июля 2020 года в Чехии произошла железнодорожная катастрофа. У станции Пернинк, что находится в приграничном с Германией районе Карловарского края, произошло лобовое столкновение двух пассажирских поездов регионального сообщения (Os 17110 Карловы Вары – Йохангеоргенштадт и Os 17113 обратного направления), в результате которого два человека погибли, еще 24 получили ранения.
Столкновение произошло на линии 142 Чешских железных дорог примерно в полукилометре от станции Пернинк, на перегоне Пернинк –Новы Хамры, в горнолесистой местности с кривыми малого радиуса, из-за чего даже при небольшой скорости обоих поездов (около 50 км/ч) столкновения машинистам избежать не удалось. Инцидент произошел между дизель-поездами 814 034-5 «Rеgionova» и 844 005-9 «Regioshark», приписанными к депо Пльзень. Как сообщается, сразу после катастрофы полицией был задержан машинист одного из поездов, подозреваемый в халатности – он отправился со станции Пернинк вместо того чтобы ждать встречного поезда.
У человека из нашей страны, мало-мальски знакомого с работой железных дорог сразу возникает куча вопросов: а где были дежурный по станции и поездной диспетчер? Как они могли отправить два поезда на перегон навстречу друг другу? Почему это позволила автоматика, управляющая светофорами? Как машинист поезда смог выехать на занятый перегон, навстречу другому поезду? Проехал красный? Почему тогда поезд не остановила автоматика, как он ехал без локомотивной сигнализации, почему этого не заметили диспетчер и дежурный по станции, которые могли бы элементарно вызвать его по рации?
Ответ на все эти вопросы один и он удивительно прост: ничего из вышеперечисленного просто небыло. Движение на этом участке регулировалось принятыми в Чехии на второстепенных линиях «Упрощенными правилами управления железнодорожным транспортом» (SŽDC D3 Předpis pro zjednodušené řízení drážní dopravy), не предусматривающими ни устройств автоматики, управляющими движением, ни дежурного персонала на станциях. Машинисты ведут поезда, ориентируясь на график движения, при необходимости сами переводят стрелки на разъездах и докладывают о своих действиях в случаях отклонения от графика диспетчеру по радиосвязи или по телефону. В данном случае машинист, как сообщают, «просто перепутал» график – был будний день и поезд должен был ждать встречного на станции Пернинк, но машинист привел поезд в движение, намереваясь разъехаться со встречным на станции Новы Хамры, как это было принято по воскресеньям и праздникам.
Следует отметить, что само существование подобных «упрощенных правил» вызывает справедливую критику и в Чехии. В защиту машиниста поезда и с критикой руководства железной дороги о необходимости внедрения технических средств регулирования движением выступили представители профсоюза чешских железнодорожников и ряд средств массовой информации.
На российских железных дорогах формы организации движения, сходные с чешскими «упрощенным правилами» ранее применялись лишь на некоторых узкоколейных железных дорогах (в том числе на линиях Тула-Лихвинская – Труфаново и Рязань-Пристань – Тумская).
Канал "ПАНТОГРАФ". Материал подготовил AS. Фото из общедоступных источников сети Интернет и сайта dicr.cz.
Другие материалы канала по теме железных дорог:
Три железнодорожных колеи Транскарпатской магистрали
Сентябрьская прогулка по станции «Козлова засека»
Электровоз серии 230 — чехословацкий аналог ЧС4