Найти в Дзене
С бензином в крови

Первый рижский мотовелосипед. "Гауя".

Приветствую заглянувших. Хочу рассказать о редком и красивом лёгком мопеде (мотовелосипеде) рижского завода. Наряду с "Ригой-1" - двухскоростным мопедом с двигателем Jawa (это отдельная история) там разработали и более простую и лёгкую модель. Почти велосипедные колёса и рама, единственно возможный в то время односкоростной 45-ти кубовый моторчик Д4, бак-капля почти как на ПВЗ. Казалось бы - всё просто. Но рижане смогли придать этому очень узнаваемую и красивую форму. Изящная гнутая рама из тонких труб, оригинальная передняя подвеска, которую не сразу и заметишь, щитки мотора.

Руль не родной. Оригинал ниже и красивее. Фото автора
Руль не родной. Оригинал ниже и красивее. Фото автора

Красавица даже получила имя собственное - "Гауя", по названию реки в Латвии. Хотя в некоторых бумагах обозначалась как Рига-2.

Моторчик Д4 - без съёмной головки цилиндров, с одним поршневым кольцом, обмотки освещения нет. Фара работала как на велосипедах - от динамки. Сзади - катафот.

Благодаря лёгкости хода мощности двигателя в 1 л.с. вполне хватало для перемещения со скоростью до 40 км/ч при расходе всего в 2 л/100 км. Велопривод, в отличие от последующих более тяжеловесных моделей, был полноценным и позволял ехать на педалях приличное расстояние. Были даже случаи, что "Гаую" без двигателя использовали как велосипед.

Щитки, кстати, сейчас большой дефицит. Снимаемые при работах с двигателем, они часто терялись.

В Латвии не чурались латинницы. Надпись Gauya.
В Латвии не чурались латинницы. Надпись Gauya.

"Гаую" выпускали в немалых количествах с 1961 по 66-й год, но ввиду возраста, очень мало их дошло до наших дней. На дорогах её давно уже не встретить, живые экземпляры осели в музеях и частных коллекциях.

Следующая модель лёгкого мопеда - Рига-5, была уже совсем другой.