Найти тему
ДМК

Золотая трилогия Кустурицы о трудном детстве

Оглавление

1980-е стали временем для многих важных и хороших режиссерских дебютов. Но мало кто мог тогда похвастать такой однозначной любовью мировой кинокритики, как Эмир Кустурица. За 10 лет он снял всего 3 фильма, но благодаря им он смог собрать ворох премий и номинаций, сделать свое имя брендом, стать главным югославским режиссером и получить работу в Голливуде (уже в 1991-м выйдет его "Аризонская мечта" с Джонни Деппом).

Что же такого наснимал маэстро?

Помнишь ли ты Долли Белл?

Дино – средний сын пьющего пролетария. Всей семьей они ютятся в тесной квартире, ожидая обещанного папой переезда в новостройку. Пока идут летние каникулы главный герой, пытающийся овладеть техникой гипноза, успеет влюбиться, получить азы теории коммунизма от папы и люлей от брата, потерять друга и стать мужчиной.

-2

Строгий и аскетичный, в виду малого бюджета, фильм затрагивает целый пласт тем. Тут тебе и особенности быта (разрушенная войной Югославия), и общественные противоречия (между искренними коммунистами в лице папы Дино и циничными скептиками в лице успешного дяди), и извечные подростковые проблемы. Неудивительно, что на Венецианском кинофестивале режиссер получит "Золотого льва" за лучший дебют и приз международной прессы.

-3

Уже в этой дебютной работе будут показаны все приемы, которые станут фишками стиля режиссера, прослеживаемыми и на последующих двух фильмах о трудном детстве. Но об этом ниже.

Папа в командировке

-4

И снова послевоенная Югославия. И снова главный герой ребенок. Правда, в этот раз еще младше – школьник начальных классов Малик по прозвищу Говнарик. Его папа часто ездит по командировкам и там заводит романы с женщинами. При новой пассии он делает критическое замечание в адрес нынешней власти, а она сдает его спецслужбисту, который по совместительству приходится ему зятем. Так папа уезжает в новую «командировку», семья едет с ним.

-5

На этот раз Кустурица помещает любимую тему семейной драмы в обстановку противостояния СССР и Югославии, которое у нас принято сводить к личной неприязни двух Иосифов – Сталина и Тито. На деле конфликт был гораздо глубже, но сейчас не это важно. А важно то, что тогда при Тито стали активно зачищать «сталинистов» - тех, кто еще вчера был верным товарищем по партии, часто героем-партизаном времен Второй мировой, а сегодня оказался «пятой колонной». Папа главного героя как раз из таких. Что и сделало фильм новаторским для жителей Югославии того времени, так как это не самая расхожая тема в их кинематографе.

-6

Холодная, сермяжная драма о неизбывных вещах подана от лица маленького мальчика, для которого все непонятно и интересно одновременно. С ним и должен ассоциировать себя рядовой зритель, далекий от понимания мира большой политики. Именно так большинство обывателей о ней и рассуждают – как шестилетние дети.

"Золотая пальмовая ветвь" и приз международной прессы в Каннах, номинация на Золотой глобус и Оскар в категории "Лучший фильм на иностранном языке". А ведь на момент выхода фильма Кустурице было всего 30 лет.

-7

Время цыган

-8

Пархан с сестрой сироты, живут с бабушкой и безумным дядей. У сестры проблемы со здоровьем, требуется операция, а денег нет. Местный цыганский барон Ахмет предлагает помощь с оплатой, если Пархан будет работать на него. Быстро выясняется, что Ахмет скупает чужих детей и держит ватагу профессиональных попрошаек, которые добывают ему деньги в Италии. Пархану приходится вписаться в тему ради благополучия семьи, постройки своего дома и женитьбы на соседской девушке.

-9

Третий и самый лучший в трилогии фильм Кустурицы. Жестокий, суровый, грязный, пьяный и дикий мир цыган. История семьи, любви, дружбы и предательства. История взросления. Вроде, почти все то же самое, что и в первых фильмах, но на новом уровне драматургии и режиссёрского мастерства. На Каннском фестивале Кустурица становится лучшим режиссером, и таким образом у него формируется пул из главных Каннских призов. Добавим сюда "Серебряного медведя" на Берлинском фестивале за "Аризонскую мечту", и получается, что у режиссера есть призы всех трех престижных фестивалей Европы – Канн, Венеции и Берлина.

-10

И тут самое время сказать о тех самых характерных фишках.

Первая, и она же самая очевидная – все три фильма являются семейными драмами, рассказанными с позиции ребенка. Во всех трех герой будет вырван из привычного уютного детского мирка и повзрослеет путем встраивания в суровый новый.

Вторая фишка: у всех трех героев есть нечто неординарное и иррациональное. Дино овладевает гипнозом, Малик – лунатик, Пархан владеет телекинезом.

Третья – на протяжении фильма с частой периодичностью звучит одна и та же мелодия/песня.

В первом фильме это какой-то югославский шлягер, который постоянно крутят по радио, а потом его разучивает ансамбль, в котором состоит Дино.

Во втором – вальс "Дунайские волны" румынского композитора Иосифа Ивановича, который представлен в двух вариациях – оркестровой и в исполнении актера Давора Дуймовича, который сыграет Пархана во "Времени цыган".

В третьем – народная цыганская песня "Ederlezi" в версии Горана Бреговича, с которым у режиссера начнется долгий творческий союз.

Четвертая составляющая фильмов Кустурицы – роль женщины в деле взросления персонажа. Дино влюбляется в чужую девушку, что приводит к главному конфликту в его жизни. Отец Малика, как мы помним, бабник, и оттого у него проблемы. Но и сам Малик по ходу фильма первый раз влюбляется в дочку доктора. Пархан движим идеей свадьбы на соседке-красавице, важнейший конфликт в его развитии так же связан с этой девушкой, но тут лишнего писать не буду.

Такая вот мощная, самобытная авторская трилогия о послевоенной Югославии, о детстве, о семье, о любви и о простых людях получилась у выдающегося боснийского режиссера Эмира Кустурицы. Всем рекомендую. И не только я...

-11

Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.

Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы