Найти в Дзене
История и культура Евразии

Русы на службе у венгерских королей

Оглавление

В последнее время заинтересовался происхождением древних русов. Поэтому читая источники, взгляд автоматически натыкается на сведения их касающиеся.

Интересным показался и тот факт, что в Венгрию в 13-14 веках (возможно и раньше) шел поток переселенцев из Руси, которых называли или Рутенами или Орусами.

Что интересно в это же время шел больший поток тюрков в ту же Венгрию, где они заселили так называемые кипчакские провинции. Кроме них в Венгрию мигрировали и многие другие этносы:

Кочевники (ясы, печенеги, половцы, татары и др.) часто поселялись на границах с целью охраны перевалов, хорошо им известных еще с Х – XI вв. Германские переселенцы осваивали залежи металлов в Трансильвании и в северовосточной части Венгрии (в частности, на Спише). Переселенцы из итальянских земель часто задействовались в торговле и др. - монография М.Волощука РУССКИЕ ЙОБАГИОНЫ НА СЛУЖБЕ ВЕНГЕРСКИХ АРПАДОВ И АНЖУ В XIII – XIV ВВ

Русы служили по военной части в качестве так называемых Йобагионов- Jobagio (в переводе с венгерского значит "лучшие мужи") - военных поселенцев. Понятие это было довольно широкое и могло значить как военную знать (вплоть до свиты короля), воинов крепостей, так и свободных крестьян, поселенных на определенной местности.

Чин Йобагиона был наследственным:

«Если йобагион знатного происхождения погибнет во время военного похода, его сына или же брата следует наградить соответствующей должностью, если аналогично погибнет сервиент – то его сын будет пожалован, как посчитает нужным король» - Законы средневековой Венгрии
-2

Впервые русы в качестве йобагионов упоминаются в 1214 году в записях капитула (духовной коллегии) города Варада (теперь Орадеа, Румыния):

«Замковые йобагионы Красны из села Бан, а именно: Даманг, Дух и Нусата, а также все остальные из этого же села просили защиты сотника Тумпы, поскольку пристав на основании предыдущих обвинений названных Екура сына Редеи, Сола и Боутуна сыновей Сасику, Сытеца сина Бабуки доказывал, что те являются их сожителями. Они же говорили, что являются свободными русскими, и отправили на защиту своего статуса свободных граждан – йобагиона Варнавы Федора, урожденного русским, который назвавшись их родственником, защитил их свободный статус судьей курии комеса Красны – Тупо приставом из села Богус – Дончем. Федор же оправдан был испытания каленным железом. Их же свободный статус был доказан»

Как видим имена у русов не славянские - Даманг, Нусата и только Дух похож на славянский. И только их защитник, оправдавший их зовется Федором - чисто русским православным именем. То есть остальные вполне могли быть язычниками, не принимавшими православных греческих имен.

Русы оказывались на территории Венгрии как по своему желанию, так и во время ее завоевания галицкими князьями, что часто бывало во время их войн с Венгрией. Определенная часть русов оседала крестьянствовать на венгерских землях и когда военная удача отворачивалась от галичан то им приходилось принимать гражданство Венгрии. да еще и доказывать, что они не рабы, а свободные люди.

-3

Среди йобагионов были и знатные русы княжеского происхождения.

Таким был некто Vruz (Рус), получивший земельный надел (деревню Комара) в комитате Зала.

Прибыл он к венгерскому королю Андрею Второму в 1215 году вместе с братьями Mogus, Cozma (скорее всего Козьма) и Svepsa. Данными ему землями семья Вруза владела еще около 50 лет.

Документы отмечают постоянный приток орусов и рутенов в Венгерское королевство. Историки связывают это стем, что в Венгрии было больше правовых свобод чем в Киевской Руси. А самое главное именно военное сословие здесь было независимым от королей, которые нуждались в них и не ограничивали их права.

А по мнению автора статьи прибытие русов именно в Венгрию скорее связано с тем, что мигранты-русы скорее всего не смогли прижиться в уже устоявшемся Киевском государстве, где возобладало славянское большинство. Эти русы уже не хотели служить ославяненной династии Рюриковичей,забывшей что они вышли из племени воинов и торговцев.