Матриархальные общества существовали всегда. Хотя примеров таких обществ значительно меньше, чем патриархальных, но это и делает матриархат совершенно удивительным социальным строем, который изучается самыми разными специалистами по всему миру.
Матриархат не означает ситуацию, когда женщины живут словно королевы, а мужчины им прислуживают, выполняя всю самую тяжелую работу. На самом деле таким обществам свойственно распределение конкретных обязанностей как для женщин, так и для мужчин.
Давайте рассмотрим примеры таких обществ.
Туареги
У народов Сахары свои причуды. Туареги, относящиеся к кочевым берберам, наделяют женщин особой ролью, позволяющей им главенствовать в семье и быте. Но это вовсе не значит, что мужчины находятся на одну ступень ниже в социальной иерархии. Всё дело в разделении труда между мужчинами и женщинами.
Любопытно то, что являясь суннитами по вероисповеданию, у них нет практики полного подчинения женщины мужчине. Женщина у туарегов является достаточно свободной и независимой, но, конечно, в традиционном смысле этих понятий. Мужчина, когда вступает брак с женщиной, не пытается извлечь из этого союза пользу, поскольку рассматривает супругу как равноправного партнера.
Они получают образование наравне с мужчинами, имеют право наследования, занимаются различными искусствами. Их повседневное поведение не регулируется так же сильно, как это происходит в среде других североафриканских народов.
Считается нормальным, если до замужества на жизненном пути молодой женщины уже встречались партнеры. Также считается нормальным отвергнуть молодого избранника дочери, если он не понравился её родителям. Но если же он пришелся по душе, то будет обязан целый год прожить в семье своей невесты.
Мосо
Южно-китайский народ Мосо делегирует своим женщинам все полномочия по ведению хозяйства и решению семейных вопросов. Перед тем как отважиться на брак, одинокие женщины подолгу живут в обществе матерей, бабушек и сестер. Мужской традиционной функции в семье народа Мосо не предусмотрено, потому что главой семьи всегда является бабушка.
У них есть свобода самостоятельно выбирать себе партнеров для продолжения рода и строительства домашнего очага. А мужчины в свою очередь редко отказываются от предложения. Да, именно мужчины (во множественном числе), ведь партнеров у женщин Мосо может быть несколько. Биологический отец очень редко влияет на воспитание и судьбу своего ребенка.
Женщинам Мосо нравится изготавливать украшения и заниматься торговлей, и это неудивительно, ведь обязанность по зарабатыванию средств для существования семьи возлагается главным образом на женщину.
"Последний китайский матриархат" — так некоторые этнографы и социологи называют территорию, где живут Мосо.
Минангкабау
Индонезия — это та страна, где разнообразие культур просто поражает. Народ Минангкабау, что населяет острова Ява и Суматру, имеет стойкие матриархальные обычаи.
Главой семейства считается мать, которая ведает хозяйством и разрешает споры между домочадцами. Традиция народа Минангкабау предусматривает наследование имущества от матери к старшей дочери. И все имущество, нажитое браке, принадлежит женщинам. Мужчина не получает ничего в случае развода.
Этот народ интересен тем, что женщина имеет право заниматься любыми активностями: ей разрешается учиться, выбирать супруга, организовывать свой досуг. Но на самом деле в обществе все же господствуют мужчины. Они ведают вопросами власти, религии и экономики.
В качестве главы народа на той или иной территории избирается вождь. Женщины имеют право голосовать за его кандидатуру и выдвигать тех, кого считают наиболее подходящими. Учитывая, что женщин в народе Минангкабау чуть больше, чем мужчин, то избранный вождь всегда лоялен по отношению к женскому населению. Но бывали случаи, когда женская половина общины заставляла уходить вождя в отставку, если его решения оказывались неразумными.
Спасибо, что прочли эту статью! Если этот материал вам понравился, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Благодарю за внимание.