Человеческий мозг очень сложен и до сих пор не изучен до конца. Большое количество вопросов по типу: «откуда берутся мысли?» не ясны и остаются для нас загадкой. Огромный слой психики для нас неосознан, работает в автоматическом режиме, поэтому некоторые наши действия не поддаются какому-то разумному объяснению. Однако есть исследования и перечень предположений о том, как устроен наш мозг, как он меняется со временем и что в нем происходит.
Нужно заметить, что популярное высказывание о том, что люди с течением времени теряют способность к воображению и креативности мышления довольно обобщенное и далекое от реального положения дел. Если психику человека сводить к таким грубо сокращённым положениям, то подобные предположения можно отнести к мифам психологии. Одним из таких мифов является высказывание о том, что мозг работает всего лишь на 10%.
Однако мозг работает всегда, и каждая его часть имеет определённую функцию, которая используется для различного рода задач. Доктор психологических наук РАНХиГС Владимир Спиридонов сказал о мозге так: «он не может не работать — как акула должна всё время плавать, иначе она утонет».
Касательно способности к творчеству с изменением возраста В. Спиридонов говорит, что человек действительно многое теряет по мере взросления, но обобщать это словами «воображение» и «креативность» будет не совсем корректно. Есть две формы интеллекта. Одна из них (флюидный интеллект) отвечает за сообразительность и гибкость в конкретных ситуациях, за быстрое придумывание чего-либо. Например, за то, что бы сделать себе блюдо из того, что есть на данный момент. Этот вид интеллекта со временем и правда слабеет. Однако другая форма интеллекта (кристаллический интеллект), отвечающая за знание и его структуру развивается до конца жизни. Поэтому, человеческая психика безумно сложна, чтобы её запихивать в какие-то односложные предложения, не копаясь и не разбираясь глубоко в этой теме.
Есть набор рекомендаций по поводу того, как поддерживать уровень креативности мозга, выведенных доктором психологических наук Татьяной Берёзиной. В своей статье «о взаимодействии физических и интеллектуальных способностей» она рассказала о том, что достоверно обнаружено наличие взаимосвязи между способностями к координации движений и такими показаниями мышления как гибкость, продуктивность и сообразительность при решении задач.
О том, что физическое и интеллектуальное взаимосвязаны друг с другом повествует ряд экспериментов, некоторые из которых были направлены на изучение зависимости работы мыслительных функций от положения тела. Из них было выведено, что лёжа у человека действительно снижается интеллектуальная активность, он хуже решает задачи и воспринимает материал.
По проведении своего исследования Е. Берёзина не выявила корреляцию интеллектуального и физического именно относительно способностей силы, скорости, меткости и гибкости. Однако координация (то есть возможность удерживать равновесие) реально оказалась связанной с мышлением: «Вестибулярный аппарат тесно взаимодействует с мозжечком, регулирующим его функции. Как известно из специальной психологии, у детей с пораженных интеллектом показатели равновесия достоверно хуже, чем у здоровых детей».
Таким образом, получается, что при более развитой координации движений выше показатель продуктивности и гибкости мышления, то есть его креативности. Поэтому рекомендация состоит в том, что человек для развития своего мышления и его «тренировки» может полагаться на поддержание своих физических способностей. Не нужно приписывать себе по мере взросления каких-то оправданий своим неудачам. Ведь можно подойти к решению задач таким образом, что это поможет скомпенсировать потери, связанные с временными изменениями мозга.
Что вы думаете по этому поводу? Выскажите своё мнение в комментариях.
Заплывай на МАТЕРИК через ВКонтакте и Instagram