В 20 лет Билл Гейтс бросил Гарвард, чтобы запустить Microsoft. Марк Цукерберг, которому тоже было 20 лет, бросил Гарвард после запуска Facebook. Что заставляет вас задуматься, кто следующий 20-летний выпускник университета, который собирается изменить мир?
В глобальных технологических центрах от калифорнийской Кремниевой долины до Бангалора в Индии, инвесторы ищут следующую прорывную идею в области технологий, и поиск часто начинается с технологических акселераторов для стартапов. Акселератор технологических стартапов – это организация, созданная опытными технологическими предпринимателями, чтобы помочь технологическим компаниям на ранней стадии разработать свой продукт, отточить свою бизнес-модель и – самое главное- установить контакт с инвесторами.
В крупных технологических стартап-акселераторах, таких как Y Combinator и Techstars, десятки начинающих Биллов Гейтсов и Марков Цукербергов объединяются с ветеранами технологической индустрии и бизнес-наставниками, чтобы взять идеи со стадии "грубой концепции" на стадию "готовности к рынку". Примеры успешных веб-стартапов, которые родились в бизнес-акселераторах, включают Airbnb, Dropbox, Reddit и Plated.
Конкуренция на ведущих мировых акселераторах жесткая. Молодые компании должны подавать заявки на желанные резиденции, которые длятся от трех до пяти месяцев. В случае выбора удачливые предприниматели получают тысячи долларов стартового капитала, экспертное руководство, бесплатное место для работы и возможность представить свои готовые концепции нетерпеливым инвесторам во время "демо-дня"."
Конечно, акселераторы технологических стартапов не предоставляют все эти услуги по доброте душевной. Большинство акселераторов берут процент от всей прибыли, полученной компаниями, которые они помогают запустить. Даже если акселератор получает только 6 процентов акций стартапа, он может быстро окупить инвестиции и заработать, когда молодая компания будет поглощена Twitter или Yahoo! за десятки миллионов долларов.
Тем не менее, льготы, которые акселераторы предлагают стартапам, заставляют предпринимателей идти к ним, а не непосредственно к венчурному капиталисту, где они могли бы получить финансирование, но ничего больше.
Существует пять основных областей, в которых технологические акселераторы могут помочь компании перейти от идеи к запуску. Первое – это физическое пространство для работы. Большинство технологических стартап-акселераторов предлагают бесплатные офисные помещения для проектов, которые они выбрали для финансирования. Типичная модель –открытое коворкинг-пространство, в котором члены команды из нескольких различных проектов делят офисы, конференц-залы, верстаки, Wi-Fi и кофеварки.
Вторая важная услуга, предлагаемая технологическими акселераторами, – это стартовые деньги. Большинство акселераторов присуждают десятки тысяч долларов авансом каждой команде предпринимателей. Это не только помогает покрыть расходы на ранней стадии бизнеса, но и расходы на проезд и проживание в течение трех месяцев проживания.
Третья важная услуга, которую предоставляют акселераторы, – это бизнес- и управленческий консалтинг. Как мы уже говорили, чтобы начать успешный бизнес, требуется нечто большее, чем просто отличная идея. Люди, которые запускают стартап-акселераторы, как правило, являются опытными технологическими предпринимателями, которые понимают, как позиционировать продукт или услугу на рынке. Является ли это обращенным к потребителю приложением или чем-то еще более ценным в качестве услуги для бизнеса? И поскольку программисты-гики не всегда являются лучшими бизнес-менеджерами, акселераторы могут свести неопытных инженеров с правильными управленческими командами.
Четвертая важная услуга, предлагаемая технологическими акселераторами, – это обратная связь и руководство по самой технологии. Акселераторы инициализируются как "хакерские пространства", совместные рабочие пространства, где инженеры и творческие решатели проблем могут обработать хорошую идею и перестроить ее во что-то еще лучшее. Многие акселераторы технологических стартапов фокусируются на конкретных типах технологий – облачных вычислениях, приложениях для социальных сетей, технологиях здравоохранения – и обеспечивают высокий уровень знаний в этой области.
Еще одна услуга, предлагаемая технологическими акселераторами, – это обеспечение критически важных связей с инвесторами. Созданные акселераторы опираются на команды ангельских инвесторов и венчурных компаний, которые вкладывают большие деньги в самые перспективные бизнес-идеи.
Соучредитель Reddit и партнер Y Combinator Алексис Оганян выступает на сцене во время TechCrunch Disrupt NY 2015.
Процесс акселерации технологических стартапов почти звучит как анонс реалити-шоу – "Большой Брат" заплыл в "аквариум с акулами". Тонны талантливых молодых предпринимателей претендуют на очень немногие места, организуемые самыми крупными и известными акселераторами. Счастливые команды переезжают в новый город и новую среду, работают изнурительные часы бок о бок в общем пространстве и мечтают о своем дебюте в "демо-дне" перед инвесторами с глубокими карманами.
Чтобы лучше понять каждый шаг в процессе акселерации технологических стартапов, давайте воспользуемся примером Y Combinator: модели для Кремниевой долины. Первый шаг в процессе акселератора – это заявка. В Y Combinator кандидаты заполняют онлайн-заявку, которая собирает информацию о каждом из основателей компании и запрашивает обзор большой идеи. Там нет вступительного взноса (хотя некоторые другие акселераторы взимают его). Y Combinator отмечает, что люди, стоящие за компанией, часто более важны, чем сама идея, которая имеет тенденцию значительно меняться в процессе акселерации.
После прочтения приложения Y Combinator приглашает лучших потенциальных клиентов в Кремниевую долину для личного интервью. Да и никакие решения не принимаются уже на следующий день. Для принятых команд Y Combinator предлагает стандартную сделку в размере 120 000 долларов за 7-процентную долю компании (некоммерческие организации освобождаются). Если команда еще не основала компанию, Y Combinator может помочь и в этом.
Команды летят в район залива Сан-Франциско, где они проводят следующие три месяца, разрабатывая свои идеи и бизнес-планы. Y Combinator, в отличие от многих акселераторов, не предоставляет офисных помещений. Команды работают там, где они живут, но приходят в штаб-квартиру Y Combinator на "рабочее время", индивидуальные консультации с партнерами и экспертами. Есть также групповые мероприятия, такие как еженедельные вторничные "обеды" – на самом деле полудневная конференция – с участием откровенных бесед с влиятельными спикерами (да, они получили Цукерберга).
Кульминацией процесса акселератора является демонстрационный день, когда стартапы на различных стадиях развития получают возможность представить свою бизнес-идею в зале из 450 приглашенных инвесторов. В течение недель и месяцев, следующих за демонстрационным днем, Y Combinator продолжает консультировать стартапы, предлагая советы по выбору лучших инвестиционных предложений.
Отношения между стартапом и акселератором не заканчиваются предложением финансирования. Одним из огромных преимуществ партнерства с акселератором является доступ к мощной сети выпускников и деловых партнеров. Печать одобрения от Y Combinator, например, дает молодым компаниям доступ к руководителям и предпринимателям по всей Кремниевой долине.
Плюсы и минусы технологических акселераторов
Выиграть место в технологическом акселераторе должно быть похоже на выигрыш в лотерею. Для пары 20-летних предпринимателей что может быть более захватывающим, чем пустой чек на 120 000 долларов и возможность пообщаться с иконами Кремниевой долины?
Плюсы приглашения принять участие в акселерационной программе кажутся очевидными: щедрая инъекция стартового капитала, мгновенная сеть сотрудников и наставников, а также обещание прямого доступа к состоятельным венчурным капиталистам с прицелом на выигрышные идеи. Но есть ли обратная сторона?
Некоторые критики опасаются, что число акселераторов во всем мире растет слишком быстро, с горстки в конце 2000-х до более чем 200 в 2013 году и удваивается каждый год С открытием каждого нового акселератора появляется все больше обещаний стартового капитала, три месяца ускоренного развития и выходная вечеринка для нетерпеливых инвесторов. Но действительно ли там достаточно денег, чтобы финансировать тысячи и тысячи стартапов, выкачивающих из глобальной акселерационной сцены?
Инсайдеры говорят, что нет. Если вы не получите благословения действительно громкого акселератора, такого как Y Combinator или Techstars, есть очень хороший шанс, что ваша большая идея потеряется в шуме сотен и тысяч "демонстрационных дней".
А как насчет показателей успеха компаний, которые действительно организуют свой первоначальный запуск от акселератора? Являются ли компании, растущие в защитном пузыре акселератора, более склонными к процветанию на открытом рынке?
Даже Y Combinator, который хвастался портфелем компаний в размере 30 миллиардов долларов в 2014 году, заслуживает более пристального взгляда. Из этих $30 млрд полные две трети – $ 20 млрд – принадлежали только двум компаниям, Airbnb и Dropbox. За исключением этих двух компаний, только 20 из 716 стартапов Y Combinator, финансируемых на стадии Seed, стоили в 2014 году 100 миллионов долларов или больше.
Математически это означает, что только 2,8 процента выборов y Y Combinator оказались благоприятными исходами. Критики утверждают, что компания может быть столь же успешной, не проходя через акселератор (и отказываясь от передачи 6 или 7 процентов акций), но это требует старомодной суеты, тяжелой работы и саморекламы, которая отделяет нули от Цукербергов.
Для справки: Акселератор VS. инкубатор
Термины инкубатор и акселератор часто используются взаимозаменяемо для описания организаций, которые развивают молодые стартапы в зрелый прибыльный бизнес, но на самом деле это два совершенно разных типа сущностей. Акселераторы размещают краткосрочное резидентство исключительно для компаний и команд на ранних стадиях развития, в то время как инкубаторы предлагают долгосрочную поддержку и руководство компаниям на всех стадиях развития. Кроме того, акселераторы вкладывают свои собственные стартовые деньги в акционерный капитал компании – инкубаторы этого не делают.