Всем привет!
Постоянные читатели уже знают, что моя дочь Марина не с рождения инвалид и "особый" ребенок, а получила эти "статусы" только к 7-8 годам из-за развития заболеваний, связанных с родовой травмой. До этого времени она развивалась, как вполне нормальный ребенок, смелый, веселый и очень подвижный. Мы много времени проводили на обследованиях, в поликлиниках и больницах, поэтому я, как могла, старалась компенсировать эти трудные дни развлечениями в свободное время. Из-за особенностей заболевания (при эпилепсии многие "земные радости" - дальние поездки, аттракционы и т.п. практически недоступны или ограничены) выбирать приходилось то, что близко, разрешено и возможно. Но нам этого вполне хватало. Городские праздники, музеи, выставки, прогулки в парках, поездки на море - все это дочери очень нравилось. Естественно, брали с собой фотоаппарат. Марина любила фотографироваться и уговорить ее сделать фото на память не составляло труда.
Однако, чем больше возникало проблем с ментальностью, тем больше дочь стало отбрасывать назад в развитии. Она все больше уходила в себя, все меньше хотела общения. К 13-14 годам появились стеснительность, зажатость, желание спрятаться или быстрее уйти при общении с окружающими, причем не только новыми и чужими, но и теми, кто хорошо знал нас и кого хорошо знала раньше и даже любила дочь. Из-за проблем со сном нам пришлось перейти из пребывания в группе реабилитационного Центра на индивидуальные занятия, поэтому в кругу общения остались в основном взрослые и несколько друзей чуть старше дочери.
Параллельно из-за приема противосудорожного препарата и других проблем со здоровьем возникли проблемы с весом. Дочь стала стесняться не только других, но и себя, и отказывалась фотографироваться.
Я понимала, что нужно предпринимать какие-то шаги и как можно быстрее. Врачи в один голос твердили, что нельзя дать ей замкнуться, уйти в себя. Но безотказных способов борьбы с этой опасностью предложить никто не мог.
Из всех перепробованных возможностей мне реально помогли два варианта:
- специально организованные мною же фотосессии дочери на природе, где она могла чувствовать себя совершенно свободно ввиду практически полного отсутствия посторонних зрителей;
- любовь дочери к уличным театрам, аниматорам и мимам, выступавшим на городских праздниках. Второму варианту стоит посвятить отдельную статью.
Мы стали больше ходить на прогулку в Ботанический сад и парки. Сначала уговорить ее пофотографироваться было совсем нелегко. Даже если она соглашалась, то в кадре чувствовала себя скованно. Но постепенно окружавшие ее красоты природы пробуждали желание оставить о них память. Особенно нам помогло восхищение цветением магнолий в Ботаническом саду. Два года подряд мы ждали с нетерпением их цветения и специально ходили туда на фотосессии.
Позже я стала больше фотографировать ее среди людей. Сначала стеснение из-за толпы было, но со временем (особенно, с возвращением многих навыков, пусть даже в неполном виде) появлялось все больше уверенности в себе.
Сейчас Марина уже намного более уверена в себе, перестала обращать внимание на окружающих, любит фотографировать сама и не только не отказывается фотографироваться, но и стремиться сфотографироваться сама, если ей нравится фон или фотозона.
Именно из таких вот "кирпичиков" и складывается развитие ребенка-инвалида. Стеснение, зажатость играют не последнюю роль. И, если эти качества не заложены в самом человеке с рождения, а приобретены в силу каких-то проблем (со здоровьем, социализацией и т.д.), то можно попытаться вернуть ребенку хотя бы частично уверенность в себе, от которой зависят многие успехи в дальнейшем развитии. Возможно в этом вам тоже может помочь природа.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и будем друзьями! Всегда Вам рада!