Найти в Дзене
Молодёжная газета

Записки уфимского психиатра: чудеса случаются

Заслуженный врач РФ и РБ, психиатр Юрий Анохин - давний друг и внештатный автор "Молодежки". У Юрия Александровича лет пятнадцать назад вышла замечательная книга рассказов "Записки психиатра", небольшой тираж которой мгновенно был раскуплен уфимцами. Мы продолжаем публикацию рассказов из его новой, пока не изданной, книги. И сегодня у наших читателей есть редкая возможность заглянуть в закулисье Республиканской психиатрической больницы, которую когда-то возглавлял Юрий Александрович.

Игорь Гаврилович – клинический ординатор кафедры психиатрии. В ординатуру он поступил после службы в Армии, обучается второй год и считается уже достаточно опытным психиатром. К тому же, видимо, для пущей солидности, он отпустил усы и отрастил бородку. С бородкой и усами он стал смахивать на Иисуса Христа в восточном варианте – высокий, худой, с тонкими чертами лица, но жгучий брюнет. Как и все ординаторы второго года обучения, он обязан вести практические занятия по психиатрии со студентами мединститута и отбирать наиболее показательные клинические случаи для демонстрации на лекциях доцента и профессора. Вот и сегодня с утра он звонил в отделение и спрашивал, есть ли что-либо интересное.

На сегодняшний день в отделении "интересными" представлялись лишь Лиза Пузырькова – отъявленная хулиганка и матершинница, много лет страдающая шизофренией и перенесшая ампутацию ноги по поводу эндоартериита, и Тамара Степанкова – первичная больная, уже третий день лежащая неподвижно, практически не вступающая в контакт. Кормить и водить в туалет ее приходилось с принуждением. Обе больные находились в наблюдательной палате.

Лиза прославилась тем, что каждому новому человеку доверительно рассказывала, как "доцент Шамонин во время операции изнасиловал ее прямо на операционном столе", и обожала петь. Пела она очень громко, слуха у нее не было и репертуар был довольно однообразный – Лиза знала массу похабных частушек и по любому поводу охотно их исполняла, а зачастую даже и без повода.

Еще Лиза любила сообщать другим больным и персоналу "точную информацию" о том, что именно в эти выходные заведующая отделением Лариса Марковна "была изнасилована" главным врачом, а ординатор Тамара Григорьевна – заведующим мужским отделением, располагающимся на втором этаже здания. В ее болезненном представлении выходные предназначались исключительно для совершения актов насилия в среде медицинских работников. В промежутках между приступами Лиза была очень добропорядочной и тихой женщиной.

Тамара заболела впервые, у нее, похоже, развивалось онейроидно-кататоническое состояние. Она лежала пластом и была целиком в своем галлюцинаторном мире. Что она видела, пока выяснить не удавалось, но обычно эти видения отличаются масштабностью и красочностью.

Заведующая предложила Игорю Гавриловичу самому посмотреть Лизу и Тамару и решить, подойдут ли они для демонстрации студентам. Игорь решил сэкономить время и сразу пришел в отделение со студенческой группой. Выглядел он очень представительно, с усами, бородой, весь в белом, и сзади, как апостолы, двенадцать студентов и студенток – молодые, чистенькие ребятишки в халатах.

Заведующая отфутболила Игоря со студентами ординатору, та, в свою очередь, - дежурной медсестре. Медсестра провела группу в наблюдательную палату и показала - вот Тамара, вот Лиза - и вышла. Что беспокоиться? Студенты с врачом, а в дверях наблюдательной палаты круглосуточно дежурит санитарка.

Дальше стало происходить непредвиденное. Игорь попытался установить контакт с Тамарой, задавая ей стандартные вопросы – как зовут, что беспокоит, где находитесь и далее по списку. Может, он был очень настойчив, а может, начали действовать нейролептики, но Тамара открыла глаза. Несколько минут она напряженно рассматривала Игоря и его студенческую свиту. И вдруг она прыжком соскочила с кровати, с воплем "Иисус!" бухнулась на колени на пол и с бурными рыданиями и криками "Благослови меня, грешную, Господи, прости и благослови!!!" обняла его ноги. Студенты шарахнулись кто куда. Санитарки вцепились в Тамару, но оттащить ее от Игоря было невозможно.

Игорь замер, побледнел, постоял минуты две и вдруг медленно "возложил" руку на голову Тамары и громко произнес: "Благословляю тебя, дочь моя". Тамара мгновенно перестала рыдать, отпустила ноги врача и со счастливой улыбкой улеглась в постель. Инцидент вроде был исчерпан, студенты стали кучковаться вокруг преподавателя, и Игорь облегченно вздохнул.

Но на шум проснулась Лиза, увидела столько новых людей в палате и тут же стала громко рассказывать о своей "трагедии". Студенты оторопели, поскольку доцент Шамонин был очень уважаемым и известным врачом и педагогом, да и находился в возрасте, не способствующем таким подвигам. На шум прибежали дежурная сестра и врач Тамара Григорьевна. Но было уже поздно, Лиза перешла к описанию сексуальной жизни врачей отделения за истекшие выходные. Студенты слушали, открыв рты. Тамара Григорьевна напустилась на Игоря:

- Игорь Гаврилович, чего вы ждете, уводите группу из палаты, она сейчас петь начнет.

Игорь срочно повел свою группу к выходу, а вслед неслись похабные частушки, от души исполняемые Лизой.

Тамара Степанкова, после этого визита представителей кафедры, стала есть самостоятельно, и через два дня ее вывели из наблюдательной палаты. Лизу выписаличерез два месяца.

А Игорь Гаврилович пришел через неделю в отделение с новой группой студентов, и уже без бороды и усов. Но Лизу на лекцию он так и не взял.

Юрий Анохин.