Не секрет, что музыкальная индустрия сегодня (если говорить о музыкальной индустрии как о звукозаписывающих компаниях) так же отличается от её прошлых «состояний», как сброшенная змеёй кожа от самой змеи. Впрочем, в действительности дела идут довольно неплохо, а вот насколько серьёзны произошедшие перемены и стала ли музыка слишком дорогим удовольствием – рассмотрим на реальных примерах.
В 2019 году мировой доход от продажи звукозаписей составил 18,9 млрд.долларов США, из них 37% пришлось на стриминговые продажи. Кроме того, в 2019 году доля стриминга выросла на 34% по сравнению с 2018 годом, и доходы от стриминговых продаж будут продолжать расти.
На приведенной ниже диаграмме – данные о доходах RIAA (Американской ассоциации звукозаписывающих компаний) за период с 1974 по 2019 гг. (в млрд.долларов США). Учтите, что примерно с 1994 по 2001 годы все чуть ли не поголовно меняли винил на CD-диски; соответственно, на эти годы пришёлся искусственный скачок доходов – и, по мнению наиболее крупных лейблов, на таком уровне они должны были сохраниться навсегда. Любопытно взглянуть и на данные за 2014 год, когда произошел переход к стриминговым сервисам. Впрочем, к 2019 году ситуация вернулась к прежним показателям, и доходы даже немного превысили ожидания, основанные на исторических данных.
Как человеческая потребность, музыка имеет огромную эмоциональную ценность; но каким образом её денежная стоимость согласуется с другими потребностями?
Начнём с бензина.
В 1950-1959 годах средняя цена галлона бензина в США составляла примерно $0,21. Для сравнения: в 1954 году с учетом инфляции галлон бензина на сегодняшние деньги стоил бы $1,86 (вдобавок заправщик протёр бы лобовое стекло вашего автомобиля и проверил уровень масла). В 1974 галлон бензина $0,36 ($1,74 в сегодняшних деньгах), в 1979 – $0,99 (эквивалент $3,25), в 2000 – $1,65 ($2,28). Сегодня бензин в США стоит не намного дороже, чем сорок лет назад.
Яйца. Имейте в виду, что в 1974 году Соединенные Штаты переживали рецессию с высочайшим уровнем инфляции. В тот год десяток яиц обходился примерно в $0,78 ($4,09 в долларах 2020 года); в 1984 – в $1,01 ($2,51), а покупая яйца в 2004 году, вы потратили бы примерно $1,75 за десяток (сегодня это эквивалентно $2,40).
Теперь обратимся к цене на воду. В 1974 вода была бесплатной. Или, если подходить со всей дотошностью, галлон водопроводной воды стоил примерно $0,002. Вода встречается на земле в изобилии, в 1984 и 1994 годах её цена практически не отличалась от цены 1974 года. Сегодня литровую бутылку воды можно купить за $2,19.
И, наконец, о главном: музыка. Сравним цену сингла 45 RPM:
1964 год – $0,49 ($3,77 в сегодняшних долларах),
1974 год – $0,69 ($3,33),
1984 год – $1,29 ($2,96),
1994 год – $1,99 ($3,20).
MP3-сингл в 2014 году стоил $0,99, то есть едва ли не в 4 раза дешевле по сравнению с 1964 годом.
Средняя розничная цена винилового альбома в 1974 году составляла $4,99 ($26,18 в сегодняшних долларах). Альбом на CD-диске в 1990 стоил в среднем $19,98 (или $39,54 в сегодняшних долларах). Средняя цена за скачивание FLAC в высоком разрешении с аннотациями к композициям сегодня составляет $24,98 (или $4,76 в долларах 1974 года). Конечно, при скачивании вы не приобретаете никакой физический продукт, но если вам нужен именно он, вы всегда можете купить музыку на физическом носителе примерно по той же цене.
А теперь обратимся к живой музыке. Когда-то билет на место во втором ряду на выступлении Van Halen в Асбери-Парк обходился в 9,50 долларов, что, по мнению некоторых, было возмутительно для группы, совершавшей всего лишь второй тур по США. Эти $9,50 сегодня превратились бы в $33,85. В прошлом году два билета на концерт Элтона Джона – на не самые лучшие места – можно было купить за 680 долларов ($340 за билет). Оставшись дома в компании с бутылкой вина, семейная пара могла бы с удовольствием послушать ранние композиции Элтона Джона, сэкономив по меньшей мере 660 долларов. Два сравнения: два билета на концерт того же Элтона Джона, проходивший в начале 1980-х, сегодня обошлись бы в 2134,71 доллара. Живая музыка – вот где настоящая инфляция!
Может показаться, что зарабатывать адекватные деньги музыкой удаётся только горстке поп-звезд, но на самом деле ситуация ничем не отличается от той, что была всегда. На каждого Элтона Джона всегда приходилось от 500 до 75000 таких же талантливых пианистов, о которых мы никогда не слышали. Всегда существовали и единицы, сумевшие попасть на вершину пирамиды, и тысячи других музыкантов, выживающих благодаря небольшой или нишевой аудитории. Конечно, у мега-звезд сейчас меньше возможностей, чем раньше, но кто именно в этом виноват? Определённо не фанаты.
Технологические перемены подорвали музыкальную индустрию, но всё не так ужасно, как казалось пять лет назад. Вопреки общепринятому мнению, музыка не потеряла своей огромной денежной ценности. И как только потоковые сервисы начнут приносить большую прибыль, для музыкантов всё наладится. Запуск потокового сервиса стоит кучу денег; тех денег, которые мы, потребители, платим для того, чтобы этот самый потоковый сервис – и, следовательно, музыканты, музыку которых мы слушаем, – стал финансово жизнеспособным.
_______
Согласны или у вас другое мнение? Пишите в комментариях!