Найти тему
РИА "Курск"

Потомок Михаила Лермонтова помогает выжить курским усадьбам

Четыре полуразрушенных старинных здания могут стать «усадебным достоянием»

Не «из грязи в князи», а из руин в достопримечательность. Сразу четыре курских «заброшки» попали в программу «Усадебное достояние России». Если им повезёт, они получат нового владельца, реставрацию и «туристическую привлекательность».

Идеи сохранять историческое наследие с использованием частного капитала высказывались не раз. Основную роль в воплощении проекта в жизнь сыграл Михаил Лермонтов – правнучатый племянник и полный тёзка знаменитого поэта. Общественный деятель основал Ассоциацию владельцев исторических усадеб, а в прошлом году возглавил Фонд возрождения, сохранения и использования объектов культурного и природного достояния «Национальное наследие».

Суть проекта проста – если у государства нет денег на реконструкцию старинных зданий, их надо отдать предпринимателям. Сам Михаил Юрьевич владеет усадьбой Каршагино в Рязанской области – общественный деятель планирует организовать там музей-заповедник.

– В России примерно 2000 «забытых» исторических усадеб и эти объекты должны быть возвращены к жизни передачей новым добросовестным собственникам, – говорится на официальном сайте «Усадебное достояние России».

В данный момент фонд отобрал около 100 объектов, как заброшенных, так и пребывающих в хорошем состоянии. Всем желающим взять их под свою опеку предлагается помощь от Ассоциации владельцев исторических усадеб. А она понадобиться: очень редко восстановленные за частные средства усадьбы приносят владельцу прибыль. Однако в Ассоциации верят в лучшее. Тем более, что проект поддержало Министерство культуры РФ.

– В рамках национального проекта «Культура» мы предусмотрели средства для того, чтобы регионы, находя потенциальных собственников усадеб, при федеральном софинансировании могли разрабатывать так называемые «паспорта» усадеб – план БТИ, свидетельство о собственности, все земельные, кадастровые документы, – прокомментировал инициативу министр культуры России Владимир Мединский.

Пока проект находится в стадии разработки. Основной упор создатели делают на сайт, называя его своеобразной базой недвижимости для меценатов. Любой россиянин, заинтересованный и имеющий средства, может выбрать усадьбу и приобрести её, обратившись напрямую к руководству регионов.

В свою очередь регионы отбирают те объекты, которые готовы передать «частникам». По Черноземью таких набралось 12. Речь о пяти усадьбах Липецкой области, двух тамбовских, одной от Орловской области. А ещё четыре находятся на территории Курской области: это имение купцов Тахтамировых в селе Рубанщина Суджанского района, ансамбль усадьбы надворного советника Ивана Анненкова в деревне Жеребцово Курского района, ансамбль усадьбы помещика Алехина в Касторенском района и усадьба в деревне Копёнки Железногорского района.

Усадьба купцов Тахтамировых: шотландский стиль винодела

С давних времён земли деревни Ивановка-Рубанщина Суджанского уезда ценились за красивые виды долины реки Олешни. Именно здесь в конце XIX в. построил один из своих винокуренных заводов купец Фёдор Тахтамиров. После смерти предпринимателя крупная по тем временам компания «Тахтамиров и сын» перешла к наследнику – Константину Фёдоровичу. Только в Суджанском уезде ему принадлежало 64 винные лавки!

-2

В 1899 году Тахтамиров-младший возвёл рядом с винокурней в Рубанщине дом для летнего отдыха «в шотландском вкусе». Увы, кто создавал проект и сколько строился дом – неизвестно. Сам Константин Фёдорович в 1910 году переехал в столицу, где был членом Московского Императорского технического общества и председателем постоянной Комиссии по профессиональному образованию в Москве, но спустя два года скоропостижно скончался. Его семья так и не вернулась на курскую землю.

После революции пустующий особняк занимал детский дом, затем – средняя школа. В войну в здании с ажурными балконами, дубовыми панелями и изразцовыми печами устроили конюшню, но уже в 1947 году открыли школу-интернат. Последнее использование особняка – противотуберкулезный диспансер, который работал здесь с 1961 по 2009 год.

Усадьба Анненкова: растасканная старина

Род Анненковых в Курской губернии считался старинным и уважаемым – свой герб он получил ещё в ХII веке. На Курскую землю Анненковы, будучи людьми военными, переселились с орловщины в начале XVII века. В большом роду Анненковых был и декабрист Иван Александрович Анненков, история любви которого рассказана в знаменитом фильме «Звезда пленительного счастья», и другие известные люди.  В деревне Жеребцово была построена сначала деревянная усадьба. А когда её в середине XVIII века уничтожил  пожар, Иван Петрович Анненков возвел каменное здание.

-3

Увы, судить о том, каким был этот дом, можно лишь по оставшимся схемам и фотографиям. Анненковы покинули усадьбу в начале XIX века, а последняя его владелица заложила дом банку. Здание едва «дожило» до 20-х годов прошлого века. Однако его неоднократно ремонтировали для размещения, например, Дома отдыха железнодорожников.

До 1982 года здесь находилась школа, однако после того, как для неё было построено отдельное помещение, старинное здание просто растащили на стройматериалы – сейчас от него остались стены первого этажа и подвалы.

Усадьба Алехина: корни знаменитого шахматиста

Кирпичная усадьба недалеко от села Новодворское была возведена в последней четверти XIX века землевладельцами и конезаводчиками Охотниковыми, а затем выкуплена родителями знаменитого шахматиста Александра Алехина.

-4

Надо отметить, что в те времена поместье относилось к Землянскому уезду Воронежской губернии. После революции семья лишилась титулов и имений. Александр Алехин скончался в Португалии в 1946 году. Он — единственный шахматист, который умер, являясь действующим чемпионом мира по шахматам.

Усадьба в селе Копёнки: рысаки, вино и пруд с паромом

В начале XIX века в деревне Копёнки тогда ещё Орловской губернии была возведена усадьба. Через несколько десятилетий владельцами поместья становятся Хлюстины, которые возводят конюшни и начинают разводить орловских рысаков. Следующий владелец имения – отставной подполковник Пётр Николаевич Шамшев – построил винокуренный завод и занялся изготовлением фруктового и хлебного вина. Он же провёл телефон, строил дороги, сажал сады.

-5

При этих владельцах усадьба поражала своим великолепием: перед главным домом даже был искусственный пруд, по пруду ходил паром до расположенной посередине водоёма деревянной беседки. В советское время до 1990 года усадьбу использовали под школу, после чего её постигла участь большинства старинных брошенных зданий — разруха.

КСТАТИ

У курских усадеб уже есть опыт попадания в частные руки. Правда, очень неудачный. И его следует помнить, рассматривая кандидатуры новых претендентов.

В 2006 году усадьбу Верёвкина (а по документам «Ансамбль усадьбы графа Клейнмихеля П.А.») в Пристенском районе купил московский олигарх Игорь Батурин. Местным жителям он пообещал развернуть хозяйственную деятельность, восстановить здание и даже переехать в него с семьёй жить. Правда, как потом оказалось, скупал Батурин имения по всей России.

Спустя почти 10 лет местные жители забили тревогу – старинная крепость рушилась буквально на глазах, а новоявленный владелец не появлялся. По обращения прокуратура начала проверку, тогда и выяснилось, что сделка купли-продажи исчезла была проведена с нарушениями. В итоге суд её расторг .

Аксинья Варламова