В дни революции матросы Кронштадта были основными участниками большевистского переворота: в октябре именно они захватили 2-х миллионный Петроград и удерживали город до полной победы новой власти. В самом Кронштадте матросы среди бела дня расстреливали самых значимых представителей царской армии: адмиралов, капитанов, командиров кораблей и мичманов. Именно матросы оказались главной опорой правительства большевиков, захватившего власть в крупнейшей стране мира. Черные матросские бушлаты стали устрашением столицы и страны.
После Первой мировой войны, двух революций, реформ, разрушающей гражданской войны и «военного коммунизма», к 1921 году Россия буквально лежала в руинах.
Пройдет всего четыре года, и матросы Балтийского флота осознают, что власть, за которую они так боролись, в государстве рабочих и крестьян, не принадлежит ни рабочим, ни крестьянам.
В марте 1921 Россия оказалась на пороге новой революции. И весь мир снова услышал слово – «Кронштадт»..
В конце 1920 – начале 1921 года вооруженные восстания крестьян охватили Западную Сибирь, Тамбовскую, Воронежскую губернии, Среднее Поволжье, Дон, Кубань, Малороссию, Среднюю Азию. К весне 1921 года восстания полыхали по всей стране. Все более взрывоопасной становилась ситуация в городах. Не хватало продовольствия, многие заводы и фабрики закрывались из-за нехватки топлива и сырья, рабочие оказывались на улице.
Особенно тяжелое положение в начале 1921 года сложилось в крупных промышленных центрах, прежде всего в Москве и Петрограде. Были сокращены нормы выдачи хлеба, отменены некоторые продовольственные пайки, возникла угроза голода. В то же время не прекращали своей деятельности заградительные отряды, отбиравшие продовольствие, ввозившееся в город частными лицами. Обострился топливный кризис. 11 февраля 1921 года было объявлено о закрытии до 1 марта 93 петроградских предприятий. Среди них такие гиганты, как Путиловский завод (машиностроительный, котельный и сталелитейный завод акционерного общества Путиловских заводов в Петергофском районе Петрограда, основан в 1801), Сестрорецкий завод (оружейный завод в Сестрорецком районе близ Петрограда, основан в 1721 году), “Треугольник” (фабрика резиновой мануфактуры в Нарвском районе Петрограда, основана в 1860 году) и другие. Выброшенными на улицу оказались около 27 тысяч человек. Все это накаляло социальную атмосферу.
21 февраля состоялось собрание на Трубочном заводе (завод в Василеостровском районе Петрограда, основан в 1869 году). Была принята резолюция с требованием перехода к народовластию. В ответ на это исполком Петросовета постановил закрыть завод и объявить о перерегистрации всех служащих и рабочих. Волнения рабочих стали перерастать в открытые беспорядки. Утром 24 февраля около 300 рабочих Трубочного завода вышли на улицу. К ним присоединились рабочие других фабрик и заводов Петрограда. На Васильевском острове собралась толпа, насчитывавшая до 2500 человек. Не полагаясь на красноармейцев, власти направили для ее разгона красных курсантов. Толпа была рассеяна. Во второй половине дня состоялось экстренное заседание бюро Петроградского комитета РКП(б), которое квалифицировало волнения на заводах и фабриках города как мятеж. На следующий день в городе ввели военное положение
Сообщение о волнениях в столице достигло Кронштадта.
1 марта моряки и красноармейцы военной крепости Кронштадт (гарнизон 26 тысяч человек) под лозунгом «Власть Советам, а не партиям!» вынесли резолюцию о поддержке рабочих Петрограда.
Матросы, солдаты и жителей Кронштадта провели на Якорной площади митинг, на котором потребовали от большевиков: освободить всех политзаключённых, упразднить комиссаров, дать полную свободу левым партиям, разрешить кустарное производство, разрешить крестьянам пользоваться своей землёй, разрешить свободу торговли.
Главным лозунгом вооружённых восставших стал "Власть советам, а не партиям!" В этот же день в крепости был создан Временный революционный комитет (ВРК), не подчинявшийся большевикам
Из воззвания Временного революционного комитета г. Кронштадта:
Товарищи и граждане! Наша страна переживает тяжёлый момент. Голод, холод, хозяйственная разруха держат нас в железных тисках вот уже три года. Коммунистическая партия, правящая страной, оторвалась от масс и оказалась не в состоянии вывести её из состояния общей разрухи. С теми волнениями, которые последнее время происходили в Петрограде и Москве и которые достаточно ярко указали на то, что партия потеряла доверие рабочих масс, она не считалась. Не считалась и с теми требованиями, которые предъявлялись рабочими. Она считает их происками контрреволюции. Она глубоко ошибается. Эти волнения, эти требования — голос всего народа, всех трудящихся. Все рабочие, моряки и красноармейцы ясно в настоящий момент видят, что только общими усилиями, общей волей трудящихся можно дать стране хлеб, дрова, уголь, одеть разутых и раздетых и вывести республику из тупика…
Кронштадтцы добивались открытых и гласных переговоров с властями, однако позиция последних с самого начала событий была однозначной: никаких переговоров или компромиссов, мятежники должны быть наказаны. Парламентеров, которые направлялись восставшими, арестовывали. Предложение обменяться представителями Кронштадта и Петрограда осталось без ответа. 4 марта было опубликовано воззвание Комитета обороны Петрограда “Достукались. К обманутым кронштадтцам”, которое, по существу, являлось ультиматумом. Кронштадт вынужден был либо принять его, либо защищаться. Он выбрал второе.
Для ликвидации восстания была задействована 7-я армия под командованием М. Н. Тухачевского, к концу событий она насчитывала почти 30 тысяч штыков. Первый штурм Кронштадта закончился большими потерями наступавших большевиков и их отступлением.
Восстание было окончательно подавлено только 18 марта 1921 года, к высшей мере наказания были приговорены 2103 человека и к различным срокам наказания 6459 человек, еще 8 тысяч бежали в Финляндию
В 1990-х годах все участники Кронштадтского восстания были реабилитированы, а судебные решения, признаны неправосудными