Найти тему
Культфонд

Вытянуть район Смольного собора из «небытия»

Руководитель архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэль Даянов рассказал Коммерсанту о мировом опыте воссоздания исторических объектов и прокомментировал инициативу воссоздания колокольни Смольного собора:

«Существует значительное число примеров разного рода реконструкций — как в Европе, так и в других странах мира. Многие знаменитые сооружения были разрушены после войн или пожаров и были впоследствии воссозданы. И сейчас, глядя на них, практически невозможно понять, что перед тобой: старинное здание или так называемый новодел. Вообще, я очень не люблю использовать это слово, потому как оно зачастую несет в себе негативный оттенок. А ведь именно воссоздание помогло нам увидеть, как выглядели довоенная Варшава, пригородные дворцы Петербурга, Потсдамский или Берлинский замки, множество разбросанных по всему миру церквей и костелов, которые без восстановления были бы безвозвратно утрачены. Порой от них не оставалось даже руин, это было фактически пустое место, память о котором хранилось только в воспоминаниях и хорошо, если еще и в чертежах. А взять хотя бы кампанилу собора Святого Марка в Венеции, которая просто рассыпалась в начале XX века. И здание довольно быстро восстановили, поскольку без него нарушался бы весь ансамбль площади. И сегодня кампанила воспринимается жителями и гостями города совершенно естественно, хотя фактически это тоже пресловутый новодел.

Моими учителями были великие люди, причастные к воссозданию ансамблей Петергофа и Павловска, Екатерининского дворца в Царском Селе и многого другого. Этим объектам был возвращен их первоначальный вид, и теперь они воспринимаются совершенно естественно. Теперь они стали гордостью нашего города, его неотъемлемой частью и важной составляющей.

Консервация не заменяет ни реконструкцию, ни реставрацию, ни восстановление. Она всего лишь им предшествует. Когда я слышу тезисы о том, что исторический центр нужно оставить в покое, у меня это вызывает лишь удивление. Следуя этому принципу, спустя годы у нас останется, выражаясь метафорически, голое дерево, с которого упала вся листва.

К сожалению, по сей день район, в котором расположен Смольный собор, не играет в культурной жизни Петербурга какой-то заметной роли, которую мог бы сыграть. Здесь всегда был лишь административный центр города, который не привлекал внимания ни туристов, ни горожан, несмотря на расположенный там шедевр Растрелли. А формирование района вообще происходило без оглядки на его главную достопримечательность — этим также объясняется и появление в нем совсем уж, на мой взгляд, неуместных зданий. Поэтому строительство такого объекта, как колокольня, сможет решить сразу несколько задач.

Во-первых, вдохнуть жизнь в это место, «вытянув» его из небытия, во-вторых, создать новый центр притяжения, вокруг которого начнет разрастаться соответствующая инфраструктура, и в-третьих, завершить существующий архитектурный ансамбль. Кроме того, за последние годы вокруг собора появилось много жилых зданий, фактически уничтоживших его доминирующую роль на левом берегу Невы. Колокольня же сможет исправить эту чудовищную ошибку. Очевидным также является роль новой доминанты в качестве смотровой площадки с воистину уникальными характеристиками».

Читайте также:

Проектные инициативы Фонда

Как выглядит Петербург с квадрокоптера

Церковь Бориса и Глеба будет восстановлена!